Устройство сцены в зале

Устройство сцены в зале

Метки

Рубрики

  • В режиссерском кресле (106)
  • История театра (84)
  • Живущие на сцене (75)
  • Театр и поэзия (48)
  • Афоризмы о театре (45)
  • Актерская курилка (45)
  • Актерские судьбы (45)
  • Театральная библиотека (31)
  • Драматругия (20)
  • Ссылки на спектакли (17)
  • Анонсы ТВ Культура (15)
  • Теория драмы (12)
  • Театральные художники (12)

Музыка

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Пятница, 16 Мая 2008 г. 12:18 + в цитатник

Екатерина_Евтух все записи автора Устройство сцены.

Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».

Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

КРЫЛЬ, спасибо огромное Вам за эту картинку.

Рубрики: Живущие на сцене

Метки: сцена устройство сцены

Процитировано 13 раз
Понравилось: 2 пользователям

Приложение 1. Виды театров, устройство сцены и зрительного зала

Каким должно быть оборудование в зале (возможный вариант)

Зрительный зал имеет стандартное люминесцентное освещение из светильников дневного света (по 4 в каждом ряду), расположенное на потолке в три ряда, включаемых по отдельности, как из самого зала, так и с пульта светооператора.

Должны быть два светильника по 100 ВТ дежурного света над запасными выходами.

Пространство над сценой и авансценой освещается такими же светильниками, размещенными на потолке в 2 ряда (по 3 в каждом).

Для проведения спектаклей и постановок пространство сцены освещается различными источниками (заливного и фокусируемого) света.

Верхний свет (софит):

Верхняя галерея прожекторов заливного света, расположенная на потолке над авансценой содержит 4 прожектора Novigator типа UM с газоразрядной лампой по 100 Вт каждый, включаемых парами (крайние, средние). Служат для подсветки задника сцены.

Верхняя галерея прожекторов фокусируемого света, расположенная на потолке над авансценой содержит 4 линзовых прожектора с лампой накаливания А6-21 (приспособленные фильмоскопы Ф 75-1М), включаемых по отдельности. Служат для локального выделения артиста световым конусом, на планшете сцены дают четкий световой круг.

Читайте также:  Боярышник картинка для детей

Нижний свет (рампа):

Нижняя галерея прожекторов заливного света, расположенная на краю авансцены содержит 4 прожектора Novigator типа UM с газоразрядной лампой по 150 Вт каждый, включаемых парами (крайние, средние). Служат для подсветки лиц артистов и задника сцены.

Портальные световые прострелы.

Два боковых прожектора заливного света Novigator типа UM с газоразрядной лампой по 500 ВТ (по 1 прожектору на каждой стороне). Служат для освещения пространства внутри сцены (световой прострел плана сцены).

Два боковых прожектора заливного света Novigator типа UM с газоразрядной лампой по 500 ВТ (по 1 прожектору на каждой стороне). Служат для освещения авансцены, вынесены и закреплены на боковых стенах зрительного зала.

Обе пары прожекторов включаются попарно с пульта управления светооператора.

Линзовый прожектор с галогеновой лампой (приспособленный диапроектор ПЕЛЕНГ-800, лампа мощностью 250 Вт, просветленный объектив 1:1,8 создают световой поток до 800 лм), способный вращаться в двух плоскостях. Установлен на балконе светооператора на задней стене зрительного зала. Предназначен для выделения артиста, области сцены или зала расходящимся световым лучом теплого, белого цвета.

Для проведения музыкальных концертов и представлений пространство сцены и задник освещаются

Верхний свет (софит)

Два сканера (роллеры) Involight LD200, закрепленных на потолке над сценой. Предназначены для проецирования на задник и планшет сцены динамических, изменяющихся разноцветных узоров.

Многолучевой прибор световых эффектов Involight NL410 – LED, закрепленный на потолке над сценой, направленный вниз на авансцену. Предназначен для создания многолучевых эффектов и проецирования на авансцену динамических узоров

Боковой выносной свет представлен двумя вертикальными галереями светодиодных прожекторов Led PAR-64 American DJ, установленных на боковых стенах зрительного зала по 4 штуки в каждой галерее. Использование системы прожекторов позволяет:

· выводить по отдельности или комбинацию трех основных цветов (RGB-палитра) ручным управлением;

· использовать стробоскопический эффект для любого из RGB цвета или их комбинации, меняя время вспышки ламп (ручное управление);

· автоматически сменять цвета света прожекторов в зависимости от звука, выдаваемого динамиками колонок внешнего озвучивания.

Верхний свет (софит)

На потолке над сценой установлен светильник ультрафиолетового света с алюминиевым отражателем BLACKLIGHT 40 для создания эффекта свечения предметов белого цвета. А также пара стробоскопов Involight BS75 с возможностью изменения частоты вспышек.

· Прожектор узконаправленного света с автоматической сменой цвета American DJ (колорченжер). Лампа: OSRAM HTI150. Управление: звуковая активация. Цвета: 7 цветов + открытый, фокус ручной 1м, способный вращаться в двух плоскостях. Установлен на балконе светооператора на задней стене зрительного зала. Прибор предназначен для выделения артиста, области сцены или зала расходящимся световым лучом различного цвет.

· Лазерный эффект Involight FSLL133, установленный на балконе светооператора, предназначенный для создания лазерных эффектов в пространстве зеркала сцены (звуковая активация).

Для проецирования статического и видеоизображения может быть использован DLPмультимедиа-проектор Acer P7280, управляемый свето — или звукооператором с помощью пульта ДУ, соединенного с проектором посредством аудио-кабеля. За счет 2-х VGA-входов, имеется возможность проецировать изображение с двух мест: с балкона свето — и звукооператоров и со сцены (например, докладчика конференции). Над центральной частью задника сцены на потолке прикреплен проекционный экран с электрическим приводом (спуск/подъем) размерами 2,5 на 3 м. Видеовход проектора соединен кабелем со сценой и зрительным залом, что дает возможность при помощи видеокамеры показывать действие в зале (или на сцене) в реальном времени. Использование DVD-входа проектора, позволяет проецировать изображение с DVD-проигрывателя. Качественное изображение, даваемое проектором, позволяет демонстрировать его при полном освещении зала. Проецирование видеофильмов в совокупности с использованием системы громкоговорителей, позволяют использовать зал как кинозал (без какого-либо освещения).

Все звуковое оборудование актового зала состоит из:

· мониторной звуковой линии на сцене;

· системы озвучивания зрительного зала;

· переносной (дополнительной) системы озвучения;

Озвучивание пространства сцены для удобства выступления вокалистов, ведущих, осуществляется мониторной линией, состоящей из звуковой системы фирмы APart. Мониторная линия включает в себя:

· 4 установленных по краю сцены (авансцена), настенных громкоговорителя ApartMASK-4T (номинальная выходная мощность – 70/100 Вт, сопротивление – 16 Ом, частотный диапазон 70 Гц – 20 кГц, имеют кронштейн для крепления к сцене с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскости до 120о);

· Усилитель APart MA-125 (трансляционный микширующий усилитель 1 Х 125 Вт, 50/70/100 В, 8 Ом, 4 микрофонных, 3 коммутируемых линейных входа, вход для оповещения, частотный диапазон от 40 Гц до 22 кГц);

Звук в зале обеспечивается пассивной акустической системой фирмы Soundking. По обоим краям сцены установлены две колонки, обращенные в зал (SoundKing F315 3, — 3-полосная акустическая система, 300 Вт, 8 Ом, 15"/6.5"/1.35" CD, 97/123 дБ, 40 Гц – 20 кГц, система подвеса, стальная решетка со звукопрозрачным влаго- и пылезащитным фильтром). Эти две колонки в целом и обеспечивают достаточный звук в зале. При необходимости добавить мощность звука или обеспечить более мощную мониторную линию, используются пассивная акустическая система Alto Elvis 15, 2-полосная пассивная акустическая система, 15", 250 Вт AES, 500 Вт max., 8 Ом, 99/122 дБ, 55 Гц – 20 кГц – 2 штуки, имеющие металлические стойки.

В качестве основного усилителя используется усилитель мощности серии PA 600SN "New Fusion" предназначенный для высококачественного усиления сигналов звуковой частоты в составе профессиональных комплексов звукоусилительной аппаратуры.

Кроме этого, для обеспечения звука в зале необходимо:

· радиомикрофоны – 4 шт.;

· проводные микрофоны – 4 шт;

· микрофонные стойки «журавль» — 5 шт.

В качестве основного микшерного пульта используется пульт Behringer XENYX 1832FX. Это микшерный пульт премиум-класса с 18 входами, 3/2 шинами, микрофонными предусилителями XENYX, британскими эквалайзерами, 24-битным мультиэффект-процессором и USB-аудиоинтерфейсом.

Переносная акустическая система

Система предназначена для озвучивания массовых и спортивных мероприятий на улице, в спортивных залах, а также для проведения дискотек в фойе перед актовым залом.

В качестве такой системы используется профессиональная портативная акустическая система Fender PASSPORT 150 PRO. Мощность: 150 Вт пиковая, 75 Вт продолжительная на канал 8 Ом (усилитель класса D).

Громкоговори" НЧ-динамик, 2.75" ВЧ-твиттер рупорного типа.

Спецификации микшера: 4 канала (2 Mic (XLR)/Line (1/4"), 2 Stereo (1/8")/mono (1/4"), регулятор общей громкости, тоновоая регулировка выхода, светодиодны индикатор наличия сигнала/клиппинга (перегрузки), ревербератор, понижение мощности предусиления (-20 dB).

Театральная сцена — основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.

Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона.

По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.

По глубине сценическая коробка делится:

Авансцена (фр. Avant-scene)

Авансцена — открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

Арьерсцена (от фр. Arriere — сзади)

Арьерсцена в театре — пространство позади основной сценической площадки. Боковой карман сцены — помещение для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен основной коробки сцены.

Верхняя сцена — часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Читайте также:  Колокольчик портеншлага посадка и уход

Аппаратура верхнего освещения — в театре — осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Дымовой люк — специальное сценическое устройство, служащее для выпуска дыма и газов при пожаре на сцене.

Рабочая галерея в театре — галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены.

Закулисные пространства — пространства сцены:

где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля

куда транспортируются декорации прошедшей картины

где находятся пульты управления сценическими механизмами

пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль

место машиниста сцены и др.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены. В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

Ковер-самолет — площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую. Обычно "пролет на ковре-самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.

Красная линия в театре — граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

Люк-провал — сценическое устройство, предназначенное для подъема из трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня планшета в трюм.

Нижняя сцена (Трюм голл. Truim)

Нижняя сцена в театре — часть сценической коробки ниже планшета, где расположены:

суфлерская и светорегуляторная будки

приспособления для сценических эффектов.

Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей — верхнего первого трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т. д.

Одежда сцены — совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.

Осветительное оборудование театральной сцены:

аппаратура верхнего освещения

аппаратура горизонтного освещения

аппаратура бокового освещения

аппаратура выносного освещения

переносная осветительная аппаратура

специальные осветительные и проекционные приборы.

Аппаратура бокового освещения

Аппаратура бокового освещения в театре — осветительные приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

Аппаратура верхнего освещения

Аппаратура верхнего освещения в театре — осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Аппаратура выносного освещения

Аппаратура выносного освещения в театре — рампа, а также прожекторы, установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

Аппаратура горизонтного освещения

Аппаратура горизонтного освещения в театре — осветительные приборы, служащие для освещения театральных горизонтов.

Выносной софит — группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

Осветительный прибор — устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

Переносная осветительная аппаратура

Переносная осветительная аппаратура в театре — осветительные приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

Пистолет — осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

Рампа (фр. Rampe От фр. Ramper — спускаться отлого)

Рампа в театре — система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

Световая проекция — метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:

динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.

статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

Световые сценические эффекты

Световые сценические эффекты — сценические эффекты, имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д. с использованием светопроекции.

Светорегулирующая установка — система централизованного управления осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

Софит — театральная осветительная аппаратура, подвешенная под мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

Театральный прожектор — осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.

Художник по свету

Художник по свету — театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету: — составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

Электроосветительский цех — театральный цех, ведающий:

электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и т. д.

Планшет сцены (от фр. Planche — доска)

Планшет сцены в театре — пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

Асфалейя система — система устройства подвижного планшета сцены, предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы, делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая установка.

Ковровая щель — узкая щель в планшете cцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки декоративных "ковров", которые растягиваются на сцене, чтобы они не сбивались во время действия.

План сцены (от лат. Planum — плоскость)

План сцены — часть сценической площадки, расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.

Поворотный круг сцены

Поворотный круг сцены — вращающаяся часть сценической площадки, позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями поворотного круга являются:

центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся частей

ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга

парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального движения тягового каната в вертикальное движение

ручной или машинный привод

противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания

Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на планшете сцены непосредственно перед спектаклем и — стационарные поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.

Декоративный портал сцены

Декоративный портал сцены — временное обрамление первого плана сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный занавес и потолок. Он является представляет собой часть декорационного оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.

Портал (нем. Portal От лат. Porta — вход)

Портал — парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

Портальная арка (портальное зеркало)

Портальная арка — основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из:

архитектурной арки — проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия

Читайте также:  Сколько стоит комнатный градусник

игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

Портальная башня — часть игровой портальной арки сцены, жесткая металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

Просцениум (лат. Proscaenium)

Просцениум — часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

Средняя сцена — часть сценической коробки от уровня планшета до верха портального отверстия, где происходит театральное действие.

Сцена (лат. Scaena)

Сцена в широком смысле — площадка, на которой происходит театральное представление

Театральный занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет:

сделать невидимым процесс перемены обстановки

создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Антрактный занавес — театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в глубину первого плана сцены.

Противопожарный занавес — дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала.

Фурка — часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке

Очень часто к нам обращаются заказчики с вопросом по изготовлению сцены. Как правило, это фирмы специализирующиеся на поставке офисной мебели или оборудования. Очень часто разговор между нашим менеджером и заказчиком строится на «непонятном языке».

Для исключения подобных ситуаций мы публикуем цикл статей, позволяющих оперировать одинаковыми терминами и позволяющих адекватно разговаривать о ценовой политике. Что необходимо знать заказчику, который пытается провести сделку с театром?

Рассмотрим основные понятия устройства сцены. Хочу сразу оговорится, речь будет идти о профессиональных сценах, никоим образом не о сценах актовых залов в школах или гимназиях, сценах для выступления в ресторане или банкетном зале. О них поговорим отдельно и в других статьях.

Устройство сцены.

  • Арьерсцена. Это задняя часть сцены, которая используется в качестве резервного помещения для хранения декораций.
  • Колосники. Колосниками сцены называется верхняя часть, которая расположенная над планшетом сцены. Основным элементом колосников является настил из брусьев, которые монтируются на определенном расстоянии друг от друга. Такое положение брусьев необходимо для осуществления подъема либо спуска декораций или других элементов необходимых для оформления спектакля. Над и под колосниками смонтированы блоки для системы подвижных тросов, расположено осветительное оборудование и все то, что используется в процессе постановки и необходимо убрать, сделать невидимым для глаз зрителя.
  • Планшет сцены. Это пол расположенный в сценической коробке. Укладка такого пола ведётся таким образом, чтобы в нем не было щелей. Это требование в первую очередь связанно с охраной здоровья актёров играющих на сцене, с безопасностью для их ног. Очень часто и как правило в драматических театрах планшет изготавливают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая так называемая «малая механизация сцены» используется для решения творческих задач режиссёра-постановщика.
  • Кольцо-круг. Наверное одним из самых главных элементов машинерии на игровой сцене считается круг, который врезан в планшет сцены и вращается заподлицо с неподвижной частью планшета. В последние годы в сценической машинерии используется еще и кольцо. Кольцо вращается вместе с кругом, если оно закреплено с помощью соответствующих креплений. Если в таком вращении нет необходимости, то есть возможность вращения автономно от круга. Такая сложная конструкция помогает решить и реализовать сценографические идеи художника и режиссера. Эффектно выглядит когда в процессе постановки круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. Если грамотно использовать эти возможности, можно в процессе спектакля создать интересные видеоэффекты.
  • Авансцена. Так называется часть сцены, которая немного выдвинута в сторону зрительного зала. В драматических театрах используется в качестве места действия для небольших сцен при закрытом занавесе, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.
  • Карман. Это служебные помещения расположенные по обеим сторонам сценической коробки, которые, во-первых, могут использоваться для хранения элементов сценического оформления используемых в спектакле, во-вторых, для монтажа движущихся фурок, на которые собираются нужные декорации для дальнейшей подачи на сцену, чтобы на их фоне была возможность сыграть следующий эпизод постановки. Таким образом, пока в спектакле задействуют левую фурку, правую загружают для следующего эпизода. Такая технология позволяет обеспечить динамичность смены «места действия».
  • Кулисы. В театре так называют часть подвесной декорации, которая входит в состав «одежды сцены». Кулисы располагаются по бокам сценической коробки. Расположение параллельное или под углом к порталу, они ограничивают игровое пространство, маскируя стоящие по бокам сцены декорации, а так же прикрывают боковые пространства сцены, в котором скрывается техническое и осветительное оборудование, и артисты которые готовятся к выходу на сцену.
  • Портал сцены. Это вырезы в передней стене сцены, которые отделяют ее от зрительного зала. Левый и правый порталы образуют так называемое, зеркало сцены. Кроме стационарных каменных, как правило, на сцене есть ещё два подвижных. С помощью подвижных порталов, сцена может менять свою конфигурацию и сокращаться в размерах.
  • Зеркало сцены. Это проем в архитектурном портале, который отделяет сценическую коробку от зрительного зала.
  • Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах.
  • Штанкет. Это деталь сценического механизма в виде штанги от левого до правого мостика, на которой опускают и поднимают закрепленные к ней элементы декораций. Штанкеты бывают как с ручным, так и с электрическим приводом.
  • Софит. Это ряд светильников, которые собираются в определенной запрограммированной последовательности. Софиты освещают направленным светом планшет или задник, зрительный зал, или разные части сценической коробки.
  • Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, который предназначен скрывать от взгляда зрителей осветительные приборы, которые смонтированы на сцене и используются для освещения сцены.
  • Просцениум. Это часть сценического пространства расположенного перед занавесом. Используется для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Надеемся, что теперь, разобравшись в основных терминах мы будем понимать друг друга при обсуждении заказов. В последующей статье мы более детально разберем, что такое планшет сцены, откуда берется такая высокая стоимость и чем он отличается от обычного пола в понятии простого обывателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector