Устранение неисправности в условиях эксплуатации 2821

Устранение неисправности в условиях эксплуатации 2821

3.3. Неисправности и их устранение

Прежде чем приступить к устранению неисправности, необходимо определить ее источник. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности:

1. Недостаточно эффективное проворачивание стартером коленчатого вала двигателя, тусклый свет электрических ламп, слабый звук сигнала:

– аккумуляторная батарея разряжена;

– окислились выводные зажимы и наконечники проводов.

Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи и зачистите их, а также зачистите наконечники аккумулятора. Возможно, причина в плохом контакте. Установите клеммы на место, соблюдая полярность, и проверьте работу стартера. Если неисправность не устранена, отсоедините клеммы аккумулятора и зарядите его. При повторном подключении придется заново вводить код магнитолы, если этого требует ее конструкция.

2. Недостаточно эффективное проворачивание стартером коленчатого вала двигателя, свет электрических ламп и звук сигнала в норме:

– плохой контакт на выводных зажимах аккумуляторной батареи.

Проверьте затяжку крепления наконечников выводных зажимов.

3. Наличие электролита на поверхности батареи:

– завышен уровень электролита в банках аккумулятора, электролит выплескивается при движении;

– просачивание электролита через трещины.

Для устранения этой неисправности необходимо вывернуть пробки на верхней поверхности аккумулятора и довести уровень электролита до нормы (если аккумулятор обслуживаемый), а также осмотреть поверхность аккумулятора на наличие трещин.

4. Быстрая потеря емкости неработающей аккумуляторной батареей (саморазряд):

– загрязнение электролита посторонними примесями;

– загрязнение поверхности аккумуляторной батареи электролитом, окислами, пылью и грязью;

– аккумуляторная батарея выработала свой ресурс.

Промойте аккумулятор, залейте свежий электролит и зарядите его. Если это не дало положительного результата, замените аккумулятор.

5. Батарея разряжена и плохо заряжается:

Если сульфатация незначительная, то можно восстановить батарею, проведя заряд-сульфатацию. Для этого из заряженной батареи выливают электролит и заливают вместо него дистиллированную воду. После этого батарея должна постоять 1 час, затем ее заряжают при силе тока 4 А. В процессе зарядки вода насыщается серной кислотой, и удельный вес раствора повышается. Когда начнется обильное выделение газа, зарядку прекращают на два часа, и затем заряжают в течение 2 часов. Затем следует еще один двухчасовой перерыв, после которого зарядку возобновляют, и заряжают аккумулятор еще в течение 6 часов.

6. Разряд аккумуляторной батареи при езде с включенными потребителями:

– неисправна цепь в местах соединения аккумуляторной батареи;

– неисправен регулятор напряжения;

– перегорел добавочный резистор регулятора, нарушена правильность установки регулируемого напряжения;

– ослаблено натяжение ремня генератора;

Для выявления и устранения причины неисправности необходимо проверить проводку генератора (рис. 3.4а и 3.46) и состояние соединителей. Если провода имеют повреждения или следы окисления, и отремонтировать их не удается, замените их. Затем проверьте натяжение ремня генератора. После этого подключите к клеммам аккумуляторной батареи вольтметр и измерьте напряжение на них при выключенном двигателе – оно должно находиться в пределах 10,5-12,5 В. При напряжении меньше 10,5 В аккумуляторная батарея бракуется.

Рис. 3.4а. Вид генератора со стороны электрических разъемов

Если напряжение в норме, запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Включите все энергоемкие потребители: фары, подогрев лобового и заднего стекол, кондиционер. Показания вольтметра при этом должны составлять 13,8-14,1 В, и это означает, что генератор исправен. При увеличении оборотов двигателя напряжение не должно превышать указанных пределов. Напряжение ниже или выше этих пределов говорит о неисправности генератора, который необходимо отремонтировать или заменить новым.

7. Большой зарядный ток (электролит кипит):

– неисправность аккумуляторной батареи (замыкание в банках аккумулятора);

– регулятор напряжения неисправен.

Для выявления неисправности замените аккумуляторную батарею, заведите автомобиль и проверьте напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно не превышает 14,1 В – все в порядке. Если выше – генератор неисправен.

8. Повышенный шум подшипников генератора:

– чрезмерное натяжение приводного ремня;

– недостаточное количество смазки в подшипниках;

– износ или разрушение подшипников.

Первоначально необходимо установить источник шума. Высокий звук, похожий на писк, говорит, скорее всего, о плохо натянутом или изношенном приводном ремне. Шуршащий или гудящий звук может производить изношенный подшипник одного или нескольких агрегатов, приводимых в движение ремнем. Как правило, он возникает от чрезмерного натяжения приводного ремня. Если после ослабления натяжения ремня звук не прекратился, обратитесь к специалисту – необходимо заменить подшипник.

9. При включении стартера якорь не вращается:

– нарушение контактов щеток с коллектором;

– отсутствие контакта во включателе реле стартера (втягивающем реле);

– обрыв соединений внутри стартера или в реле стартера;

– отсутствие надежного контакта во включателе зажигания;

– обрыв обмотки или подгорание контактов дополнительного реле;

– заедание якоря реле во втулке катушки электромагнита.

Стартер представляет собой электродвигатель, оборудованный дополнительными устройствами: обгонной муфтой (бендиксом) (рис. 3.5) и втягивающим реле. Обгонная муфта предназначена для соединения и передачи крутящего момента коленчатому валу двигателя через зубчатый венец маховика.

Втягивающее реле осуществляет выдвижение и соединение обгонной муфты с зубчатым венцом маховика, одновременно включая электродвигатель стартера. Некоторые модели стартеров включаются при помощи отдельно установленного реле.

Прежде чем приступить к ремонту стартера, необходимо убедиться, что причина неисправности в нем. Для этого найдите в электрической схеме цепи стартера и проверьте всю электропроводку, предохранители, блок предохранителей, замок зажигания, контактную группу замка зажигания, аккумулятор. Если вся электрическая цепочка исправна, снимите стартер с автомобиля, соблюдая правила техники безопасности. Обязательно отключите аккумулятор. Очистите стартер и произведите наружный визуальный осмотр. Особенно внимательно осмотрите плюсовой провод (рис. 3.6) и, если он поврежден, замените его. Плюсовой провод впаян в блок щеток, поэтому заменять придется их вместе.

Рис. 3.6. Плюсовой провод стартера

10. При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой, накал лампы освещения становится слабым:

– разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;

– короткое замыкание обмотки якоря или обмотки возбуждения;

– нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие коррозии или слабой затяжки наконечников проводов;

– задевание якоря стартера за полюсы;

– износ обмотки якоря.

Проверьте аккумуляторную батарею, при необходимости зарядите или замените ее. Если в якоре произошло короткое замыкание, его также необходимо заменить.

11. После пуска двигателя стартер не выключается:

– заедание муфты или шестерни привода на валу якоря стартера;

– спекание контактов включателя реле стартера;

– заедание включателя зажигания;

– межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера.

Принудительно поверните ключ зажигания в положение «выключено». Если стартер продолжает работать, немедленно отключите аккумуляторную батарею. Разберите стартер и установите причину неисправности, замените втягивающее реле стартера.

Прерыватель-распределитель на современных автомобилях не применяется, тем не менее, опишем его неисправности.

12. Отсутствие цепи в низковольтных проводах от катушки зажигания к подвижному контакту распределителя:

– нарушение контакта в низковольтной цепи или обрыв.

С помощью контрольной лампы найдите место нарушения контакта в питающих проводах и устраните неисправность.

13. Контакты прерывателя не замыкаются или отсутствует зазор:

– разрегулирован зазор между подвижным и неподвижным контактами.

Отрегулируйте зазор в пределах 0,35…0,45 мм (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Регулировка зазора между подвижным и неподвижным контактами

Фибровый выступ Подвижный контакт

14. Двигатель работает с перебоями на больших частотах вращения коленчатого вала и плохо запускается:

Читайте также:  Как работает пароизоляционная мембрана

Требуется замена конденсатора (см. рис. 3.7).

15. Двигатель не увеличивает частоту вращения коленчатого вала и мощность:

– слабое натяжение пружины контактов прерывателя;

– отсутствие смазки на оси подвижного контакта;

– не работает центробежный автомат.

Необходимо заменить пружину, смазать оси подвижного контакта, кулачка и грузиков (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Устройство центробежного регулятора

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Содержание материала

Правильно дать анализ отказов и найти пути повышения надежности элементов и систем можно, зная факторы, влияющие на надежность, и причины появления отказов. По характеру воздействия эксплуатационные факторы делятся на объективные (воздействие внешней среды) и субъективные (воздействие обслуживающего персонала). Объективные факторы можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся воздействия, зависящие от внешней среды и условий применения устройств: температуры, влажности, атмосферной и контактной коррозии, биологической среды, солнечной радиации, пыли и песка, механических воздействий. К внутренним должны быть отнесены все изменения структуры материалов и параметров устройств, т. е. все процессы естественного старения и износа.
В качестве субъективных факторов следует назвать квалификацию обслуживающего персонала и организацию его технического обучения, уровень технологической дисциплины обслуживания устройств, организацию сбора и анализа сведений об отказах, порядок хранения и транспортировки аппаратуры.

Действие тепла и холода.

Надежность устройств в определенной степени зависит от действия тепла и холода. Температура элементов может изменяться под действием солнечных лучей, нагревания аппаратуры от близлежащих источников высокой температуры, от внутренних источников. Перепады температуры элементов происходят при суточном изменении температуры, переносе аппаратуры из нагретого помещения в среду с холодным воздухом и обратно и т. д. Колебания температуры окружающей среды в течение суток имеют большое значение для эксплуатации аппаратуры. Максимальная разность температур в течение суток в одном месте характеризуется следующими данными: тропический климат плюс 10 °С, умеренные области плюс 25 °С, пустыни плюс 40 °С. Максимальная температура в тени на территории России плюс 50 °С, а минимальная минус 50 °С.
При работе аппаратуры часть электрической энергии преобразуется в тепловую, поэтому температура отдельных элементов может быть значительно выше температуры окружающей среды. Наиболее сильно нагреваются баллоны электронных ламп, температура которых достигает плюс (150— 250) °С. Смазочный материал в кодовых трансмиттерах нагревается до температуры плюс 100 °С.
Различают три вида температурного воздействия: постоянное, периодическое и апериодическое.
Постоянное воздействие температуры характерно для аппаратуры, непрерывно работающей в помещении. Повреждение элементов в данном случае происходит из-за несоответствия допустимой рабочей температуры элемента тепловому воздействию. Кроме того, аппаратура может отказать из-за ускоренного старения элементов (монтажные провода, обмотки реле, смазочный материал и т. д.), обусловленного высокой рабочей температурой и отсутствием средств охлаждения.
Периодическое воздействие может быть обусловлено суточным изменением температуры, регулярным солнечным облучением и т. д. Особенно вредно сказываются переходы температуры через ноль при наличии влаги, что может в определенных условиях приводить к индевению контактов, примерзанию якорей реле, нарушению контакта в электроприводах и т. д.
Апериодическое воздействие вызывается единичным воздействием тепла или холода, например при выносе аппаратуры из теплого помещения на холод или наоборот.
Тепло и холод сильно влияют на свойства металлов в аппаратуре, что приводит к изменению посадочных и установочных зазоров, ослаблению креплений деталей и узлов, смещению деталей относительно друг друга, возникновению значительных напряжений, вызывающих деформацию деталей, изменению электрических и магнитных параметров (удельное сопротивление и магнитная проницаемость).
Параметры ряда элементов в значительной степени зависят от температуры. Так, в процессе эксплуатации емкость электролитических конденсаторов только под влиянием изменения температуры от минус 60 до плюс 100 °С может изменяться в широких пределах. В зависимости от температуры меняются диэлектрические потери конденсаторов, сопротивление изоляции и диэлектрическая прочность. Применяемые в аппаратуре СЦБ резисторы очень чувствительны к отклонению температуры, и их сопротивление может изменяться на 15-25 % в интервале от минус 60 до плюс 60 сС.
Из-за теплового расширения деталей и изменения электрических свойств материалов в зависимости от температуры меняются параметры катушек индуктивности, что влечет за собой уход резонансной частоты контура. В большей степени влиянию температуры подвержены полупроводниковые диоды и триоды. При изменении температуры окружающей среды от минус 50 до плюс 60 °С их параметры меняются на 10-25 %. Так, из-за изменения параметров полупроводниковых приборов кодовые устройства диспетчерской централизации могут отказывать в работе при температуре минус 40 °С.

Действие влаги.

Определенный процент отказов обусловлен действием влаги на применяемые в аппаратуре материалы и элементы. Влиять могут водяные пары, находящиеся в виде мельчайших частиц в окружающем воздухе. Элементы аппаратуры могут непосредственно соприкасаться с водяными каплями или водой при конденсации водяных паров на поверхности аппаратуры, при смачивании брызгами воды или дождем, попадании и таянии снега.
Влага изменяет электрические характеристики материалов, способствует их гидролизу, ускоряет процессы старения, вызывает интенсивную коррозию металлов, способствует образованию плесени и т. д. В различных географических районах относительная влажность колеблется в широких пределах (5-95 %).
На механические и электрические свойства металлов, если исключить явление коррозии, протекающее под действием влаги, изменение влажности воздуха и конденсации влаги практически не влияет. Но у диэлектрических материалов под действием влаги изменяются механические и электрические характеристики. Некоторые материалы, обладающие объемной гигроскопичностью, при впитывании влаги увеличивают свои линейные размеры, отчего возрастают внутренние напряжения, изменяются зазоры и посадочные размеры, возникает коробление и т. д. Еще большее влияние оказывает влага на электрические характеристики диэлектриков. Проникновение влаги в поры диэлектрика в значительной степени повышает диэлектрическую проницаемость, что вызывает, например, соответствующее изменение емкости конденсаторов. Влага, поглощенная изоляционным материалом, уменьшает пробивное напряжение и увеличивает тангенс угла диэлектрических потерь.
Наличие влаги приводит к следующим характерным изменениям параметров элементов аппаратуры:
для конденсаторов — к возрастанию емкости, тока утечки, тангенса угла потерь, снижению электрической прочности;
для постоянных непроволочных резисторов — к увеличению сопротивления;
для контуров — к увеличению диэлектрической проницаемости, собственной емкости и потерь;
для кабелей и проводов — к уменьшению электрической прочности, снижению сопротивления изоляции, увеличению емкостной связи между проводами;
для трансформаторов и дросселей — к уменьшению сопротивления изоляции и росту диэлектрических потерь, приводящим к местному и тепловому пробою, уменьшению пробивного напряжения между витками и выводами, усилению коррозии. Поглощение влаги трансформаторным маслом ускоряет его окисление и образование шлама;
для реле — к увеличению числа отказов вследствие обрыва обмоток из-за коррозии и электролиза, уменьшению сопротивления изоляции и пробоям между контактами, между контактами и корпусом, нарушениям контактов из-за их окисления, заеданиям в подвижной системе.
Для обеспечения влагостойкости материалов к элементов аппаратуры могут быть рекомендованы следующие меры: применение негигроскопичных изоляционных материалов, покрытие деталей и узлов негигроскопичными и гидрофобными материалами (пластмассы, лаки, краски и т. д.) гальваническое или лакокрасочное покрытие поверхности металлов, герметизация отдельных элементов аппаратуры (трансформаторов, реле, дросселей, релейных шкафов и т. д.), пропитка деталей и узлов негигроскопичными материалами, введение в аппаратуру ocyсающих реагентов-влагопоглотителей.
Из этих мер особо следует остановиться на применении влагопоглотителей. Силикагель (SiО2) может поглощать до 60 % воды от собственной массы. Адсорбированная силикагелем влага прочно удерживается, для ее удаления требуется нагревание силикагеля до температуры свыше плюс 500 0 С. Применение силикагеля удобно также тем, что по мере поглощения влаги он меняет свой цвет, позволяя легко контролировать его состояние.

Читайте также:  Спальное место в бытовке

Атмосферная коррозия.

На работу аппаратуры может влиять атмосферная коррозия, которая бывает: мокрая, возникающая при относительной влажности, близкой к 100 %, или при непосредственном попадании капель воды на элементы аппаратуры; влажная, протекающая под тонким, порой невидимым слоем жидкости, образованной при относительной влажности менее 100 %; сухая, происходящая без конденсации влаги на поверхности.
Скорость коррозии зависит от относительной влажности воздуха, а также от степени загрязненности воздуха и поверхности элементов аппаратуры. Коррозия связана с образованием слоя влаги на поверхности элементов. При загрязнении этого слоя различными химическими элементами, солями, кислотами, всегда находящимися в воздухе, он превращается в электролит, ускоряющий процесс разрушения элементов аппаратуры.
Сухая атмосферная коррозия протекает в виде роста на поверхности элемента окисной пленки и может быть объяснена встречной диффузией ионов металла и атомов или ионов кислорода. Примером сухой атмосферной коррозии может служить потускнение серебряной поверхности контактов штепсельных реле. При этом поверхностное (переходное) сопротивление контактов увеличивается.
Защита от коррозии сводится к нанесению антикоррозийных металлических или лакокрасочных покрытий, применению герметизации или влагопоглотителей, а иногда и к периодическому удалению окисной пленки, образовавшейся вследствие сухой атмосферной коррозии.

Контактная коррозия.

Контактная, или электролитическая коррозия является следствием соприкосновения металлов, имеющих различные электрохимические потенциалы, при наличии между ними проводящей пленки воды. Образовавшаяся электрохимическая микропара, в которой металл с более отрицательным потенциалом играет роль катода, приводит к интенсивному разрушению последнего.

Эффект коррозии возрастает с увеличением относительной влажности воздуха. Контактная коррозия становится значительно больше, если через места соприкосновения различных металлов протекает электрический ток, обусловленный электрической схемой аппаратуры (контактные лепестки, контакты реле, разъемы и т. д.). В контактах реле эффект электрического разрушения усугубляется эрозией — физическим разрушением контактов. К контактной коррозии относят также интенсивное разрушение некоторых металлов при их соприкосновении с определенными сортами древесных пород. Так, железо, сталь, алюминий и свинец интенсивно корродируют при соприкосновении с дубом, каштаном и некоторыми другими породами.
Борьба с электролитической коррозией ведется прежде всего тщательным подбором конструктивных материалов. При этом всегда необходимо подбирать пары с наименьшей разностью потенциалов. Допустимым значением разности потенциалов считается 0,5 В (абсолютное значение) для средних широт и 0,25 В для аппаратуры, предназначенной для работы в морском и тропическом климате. В тех случаях, когда подбором материалов не удается исключить контактную коррозию, прибегают к гальваническим покрытиям (никелирование, хромирование, серебрение, золочение и др.).

Действие биологической среды.

К биологической среде относят грибковые образования (плесень), насекомых (жуки, термиты, муравьи), грызунов (крысы, мыши и т. д.). Наибольшее повреждение аппаратуре причиняет плесень. Она может развиваться на металлах, стекле и керамике. В этом случае питательной средой служит слой пыли (микроорганизмы), покрывающий поверхность материалов. Разрушительное действие плесени проявляется в виде: изменения механических и электрических свойств материалов, служащих питательной средой для развития плесени; коррозии металлов под действием выделяемых плесенью органических кислот (лимонной, угольной, щавелевой и др.); изменения оптических свойств материалов. Кроме того, покрытая плесенью аппаратура, даже при исправном ее действии, естественно, не внушает доверия эксплуатационному штату. Защита от влияния плесени проводится подбором материалов, не являющихся питательной средой.
Наряду с плесенью, серьезные повреждения наносятся аппаратуре термитами и некоторыми видами муравьев. Термиты проникают внутрь аппаратуры и поедают деревянные изделия, пластмассу, кожу и т. д. К вредным насекомым следует также отнести некоторые виды жуков, которые зарываются в землю и, натыкаясь на кабель, нарушают его оболочку. Кабели и провода (монтаж) часто повреждаются грызунами, особенно часто — провода и кабели в хлорвиниловой оболочке или резиновой изоляции. Основными мерами защиты от насекомых и грызунов являются механическая защита аппаратуры и кабелей, а также применение ядохимикатов.

Влияние солнечной радиации.

В процессе эксплуатации и при хранении на открытом воздухе на аппаратуру действуют прямые солнечные лучи. Длинноволновая часть солнечных лучей переносит тепловую энергию, которая способствует повышению температуры внутри релейных шкафов, блоков и др. Коротковолновая часть солнечного спектра (фиолетовая и ультрафиолетовая) — основной фактор фотохимического воздействия, приводящего к окислению органических материалов, изменению их свойств, выцветанию и разрушению красок и т. д.
Под действием солнечных лучей резко усиливается процесс распада полихлорвинила, фторопласта, поливинилхлорида, пластмассы. Натуральный каучук и резина под действием солнечных лучей твердеют и трескаются. Также под действием солнечных лучей растрескиваются и разрушаются лакокрасочные покрытия, теряя свои защитные свойства. Основные способы борьбы с солнечной радиацией заключаются в создании микроклимата в аппаратуре, подборе материалов.

Влияние пыли и песка.

Пыль и песок, проникая в аппаратуру и оседая на поверхности элементов, могут оказать отрицательное влияние на ее работоспособность. С одной стороны, пыль и особенно песок вследствие своего абразивного эффекта способствуют быстрому износу движущихся частей аппаратуры. С другой стороны, песок и пыль обладают достаточно большой гигроскопичностью. Поэтому слой пыли может оказаться достаточно хорошим проводником, что приведет к нарушению режима работы аппаратуры.
Пыль и песок, оседая на контактах реле и переключателей, часто приводят к образованию электрической дуги и непроводящего слоя между контактами. Особенно часто может отказывать аппаратура с печатным монтажом элементов, так как из-за малого расстояния между параллельными проводниками пыль вызывает резкое падение сопротивления между ними.
Следует отметить, что пыль органического происхождения представляет собой хорошую среду для развития плесени. Поэтому без борьбы с пылью перечисленные выше способы борьбы с грибковыми образованиями не дают нужного эффекта. Из мер борьбы с пылью и песком наиболее эффективным является создание пыленепроницаемых корпусов (релейный шкаф, батарейный колодец, блоки, приборы и др.). Однако создание таких корпусов в сильной степени затрудняет теплоотвод. Необходимой мерой поддержания надежности в условиях эксплуатации является периодическая очистка аппаратуры от пыли.

Действие механических нагрузок.

Механические нагрузки на аппаратуру возникают во время хранения, транспортировки и эксплуатации и делятся на два вида: ударные и вибрации.
В результате удара в аппаратуре возникают затухающие колебания на собственной частоте. Этим колебаниям подвержены конструкции в целом и их отдельные элементы. Амплитуда колебаний может быть значительной, что приводит к излому хрупких деталей, обрыву проводов, разрушению паек, деформации гибких материалов и др.
Вибрацией называется длительное знакопеременное движение, вызванное внешними силами. Следствием вибрации могут быть поломка деталей, обрыв проводов, нарушение регулировки и т. п.
В целом механические нагрузки на аппаратуру могут вызвать выскакивание приборов из гнезд, ослабление винтовых и заклепочных соединений, обрыв проводов в местах изгибов, паек и т. п., деформацию и поломку деталей, обрыв конденсаторов, резисторов и полупроводниковых приборов, закрепленных на собственных выводах, перемещение элементов относительно базы, уменьшение контактного и межконтактного зазоров.
Вредное воздействие механических нагрузок на аппаратуру уменьшают, увеличивая прочность конструкции, применяя элементы с повышенной механической прочностью, изоляцию элементов или аппаратуры от механических воздействий (амортизаторы, упаковка и т. д.), рационально размещая аппаратуру в таре и на объектах.

Читайте также:  Ввод кабеля сип в дом через стену

Старение и износ материалов.

Старением называется относительно медленное изменение физико-химических свойств материалов в процессе хранения и эксплуатации. Старению подвержены все металлы и изоляционные материалы. Время старения зависит от степени воздействия окружающей среды и режимов работы. Как следствие, старение материалов вызывает соответствующее старение элементов аппаратуры. Так, старение непроволочных резисторов характеризуется медленным необратимым увеличением сопротивления. Среднее изменение сопротивления составляет 1,5 — 3 % в год. Скорость старения некоторых резисторов достигает 5 — 10 % в год.
Уменьшение влияния процессов старения на надежность аппаратуры можно добиться применением качественных материалов с малыми скоростями старения; соответствующих режимов, определяющих малые скорости старения; правильно выбранных схемных решений, в которых значительные изменения параметров элементов не приводят к отказам.
Влияние квалификации обслуживающего персонала. В процессе обслуживания устройств, хранения и транспортировки приборов не исключается возможность различных ошибок работников эксплуатации (неправильное включение, неточная регулировка, случайные удары и т. д.). Очевидно, что число ошибок будет тем меньше, чем выше квалификация обслуживающего персонала, чем лучше он знает технику и чем больше имеет опыта в работе. Возможность ошибок увеличивается при усложнении обстановки и ухудшении внешних условий (возникновение одновременно нескольких отказов, большие морозы и т. п.).
При проведении мероприятий по техническому обслуживанию работники эксплуатации также могут совершать ошибки, связанные с нарушением сроков и небрежным проведением профилактических и ремонтных работ, с неправильной заменой приборов, неточным отсчетом по шкале измерительных приборов и т. д. Все эти ошибки могут привести к немедленным отказам или значительно снизить эксплуатационную надежность при последующей работе аппаратуры. Поэтому первостепенным требованием к обслуживающему персоналу является внимательное отношение к делу и строгая технологическая дисциплина в выполнении установленного порядка обслуживания.

Возможность ошибочной работы в условиях эксплуатации зависит также и от удобства обслуживания, ремонтопригодности элементов и систем.
Большое влияние на исправность работы устройств оказывает не только квалификация обслуживающего персонала, но и степень его натренированности в выполнении профилактических работ и устранении отказов. В этой связи следует рекомендовать применение широко используемых так называемых тренажеров, на которых создаются искусственные отказы и затем ликвидируются обслуживающим персоналом в лабораторных условиях. Уменьшить влияние квалификации обслуживающего персонала на эксплуатационную надежность можно также автоматизацией контроля параметров аппаратуры, использованием устройств, фиксирующих место отказа, автоматизацией поиска отказов, упрощением контрольно-проверочной аппаратуры.

Техническое обслуживание.

В процессе эксплуатации элементов и систем приходится устранять отказы, а также предотвращать возможность их появления. Эти меры включают в себя проведение регулировок и замену еще работоспособных приборов (в зависимости от их наработки, отклонения параметров от номинальных или каких-либо других признаков старения и износа). Правильная организация, своевременное, полное и качественное проведение этих мер в существенной степени определяют надежность элементов и систем в условиях эксплуатации. Особое значение имеют профилактические мероприятия. Известно, что с целью обеспечения заданной надежности разрабатываемой аппаратуры проектировщики имеют возможность предусмотреть объемы профилактических мероприятий и сроки их проведения. Невыполнение этих мероприятий или увеличение интервала между ними неизбежно приводит к снижению надежности элементов и систем.
В условиях эксплуатации большое значение имеет выполнение графика технологического процесса, когда все регламентные работы проводятся в заданные сроки и в объеме, который обеспечивает сохранение надежности элементов и систем в заданных пределах. При этом, естественно, важное значение имеет контроль за выполнением технологического процесса со стороны руководителей.

Наиболее характерными неисправностями электрических аппаратов являются потеря контакта, невключение или невыключение исполнительного механизма, оплавление контактов и прожог дугогасительных камер, изменение уставок защитных аппаратов, появление значительных утечек сжатого воздуха и др.

Причинами, вызвавшими эти неисправности, могут быть ухудшение состояния подвижных или неподвижных соединений, электрический или механический износ подвижных узлов, старение резиновых и изоляционных деталей, пробой изоляционных элементов вследствие старения или коммутационных перенапряжений, уменьшение площади сечения проводов и спиралей резисторов, включаемых в силовые цепи, и др. Поломка или отказ аппарата может быть по причине некачественного обслуживания (отсутствие смазки, загрязнение, несвоевременная подтяжка резьбовых соединений) и несоблюдения периодичности и объема ремонтов.

Перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей в электрических аппаратах и методы устранения неисправностей приведены в табл. 8.1.

Возможные неисправности электрических аппаратов

Отсутствие цепи при замыкании контакта

  • 1. Наличие подгара и копоти на контактной поверхности.
  • 2. Загрязнение контакта.
  • 3. Излом контакта.
  • 4. Обрыв гибкого шунта

Протереть контакт. Заменить контакт. Заменить шунт

Оплавление силовых контактов

  • 1. Излом притирающей пружины.
  • 2. Ослабление крепления контакта

Заменить пружину. Подтянуть узел крепления контакта

Невключение электромагнитного привода при подаче напряжения на катушку

  • 1. Обрыв цепи катушки или витковое замыкание.
  • 2. Увеличение рабочего зазора под якорем.
  • 3. Заедание подвижной системы

Устранить заедание и трение в шарнирах

Застревание контакта в промежуточном положении при включении

Завышенное контактное нажатие и провал контактов

Произвести регулировку аппарата согласно нормам

Невыключение аппарата при снятии напряжения с катушки

  • 1. Приварились силовые контакты.
  • 2. Заедание подвижной системы.
  • 3. Залипание аппарата из-за износа диамагнитной прокладки

Зачистить или заменить контакты.

Отрегулировать подвижную систему.

Невключение или замедленное включение аппарата с пневматическим приводом

  • 1. Утечка воздуха по манжете поршня.
  • 2. Утечки воздуха по крышке, узлу крепления вентиля.
  • 3. Отсутствие или замедленное поступление воздуха в привод.
  • 4. Неисправность вентиля

Осмотреть, смазать или заменить манжету.

Заменить прокладки, протянуть резьбовые соединения. Прочистить калибровочное отверстие втулки впускного ниппеля.

Помимо перечисленных неисправностей, нарушение нормальной работы цепи возможно в результате пониженного напряжения аккумуляторной батареи, неустойчивой работы генераторов управления и пониженного давления воздуха в пневматической цепи управления. Иногда причиной нарушения нормальной работы цепи может быть комбинация из двух или более неисправностей, например обрыв цепи и короткого замыкания.

Для быстрого определения причины и места повреждения электрической цепи необходимо хорошо знать принципиальную и монтажную электрические схемы электровоза, пневматическую схему, назначение, работу и расположение машин и аппаратов, способы обнаружения неисправностей.

Обычно поврежденную цепь и характер повреждения (к.з., обрыв) устанавливают в кабине машиниста с пульта управления по показаниям сигнальных ламп, измерительных приборов, положению рукоятки контроллера машиниста, кнопок управления, характерным звукам, сопровождающим повреждение. При необходимости уточнения проверяют включение и работу оборудования сначала от рабочего пульта управления, а затем из другой кабины с одновременным анализом условий и признаков, при которых появилась неисправность. После определения неисправной цепи и характера ее повреждения производят тщательный внешний осмотр этой цепи, обращая внимание на характерные признаки для данного вида повреждения в наиболее уязвимых местах (предохранители, места подсоединения проводов, силовые и блокировочные контакты и др.).

Для определения условий и возможности дальнейшей эксплуатации необходимо четко определить вышедший из строя узел цепи или же отдельный электрический аппарат.

В зависимости от вида и характера повреждений машинист принимает решение о дальнейшем следовании поезда в аварийном режиме или же в условиях пониженной мощности с отключением части оборудования (вспомогательных машин, тяговых двигателей и т.д.). Для этого локомотивная бригада должна собрать аварийную схему или же отключить всю неисправную секцию (моторный, прицепной вагон).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector