Техника безопасности в лифте

Техника безопасности в лифте

Подъемники (лифты) служат для вертикального перемещения грузов и людей между этажами здания. Общее устройство лифта показано на рис. 10.6. В машинном помещении установлены: лебедка с электроприводом, вводное устройство -автоматический выключатель или рубильник с комплектом плавких предохранителей (на рисунке не показан), панель управления с этажными реле и реверсивным контактором, тормозное устройство с электромагнитным оттормаживанием при включении электродвигателя. Машинное помещение обычно располагается в верхней части шахты, в которой по направляющим рельсам перемещаются кабина и противовес.

Рис. 10.6. Общий вид лифта:

1 — стена шахты; 2 — панель управления; 3,4 — направляющие рельсы; 5 — кабина; 6 — противовес; 7- грузовые канаты; 5 — стальная рама; 9 — канатоведущий шкив; 10- электродвигатель; 11 -тормоз; 12- конечный выключатель; 13 — буфер

Ограждения шахты могут быть в виде глухих стен, а также сетчатые и комбинированные. В качестве ограждения используют стальные листы толщиной не менее 1,4 мм или сетку из стальной проволоки с ячейками не более 20X20 мм, а также листовое стекло толщиной не менее 8 мм. При сетчатом или стеклянном ограждении со стороны посадочных площадок шахта лифта ограждается на высоту 1 м от уровня пола стальным листом.

В нижней части шахты оборудован приямок, в котором установлены блоки для вспомогательных канатов, пружинный буфер для мягкой посадки кабины в случае ее аварийного опускания вниз.

Электрифицированная лебедка подъемника может быть барабанного типа, когда на барабан с желобами наматываются канаты, к которым подвешены кабина и противовес, или с канатоведущим шкивом, когда для движения кабины и противовеса канаты перетягиваются шкивом. В пазах шкива в зажатом положении находятся рабочие канаты. Пасажирские подъемники обычно оборудованы лебедками с канатоведущим шкивом.

Для безопасной работы лифта служат следующие приспособления и приборы:

1) ловители — специальные устройства, захватывающие и удерживающие кабину на направляющих рельсах в случае обрыва рабочих канатов или недопустимо большой скорости движения кабины;

2) тормоза, удерживающие систему «кабина — противовес» в неподвижном состоянии при отключенном электродвигателе, т.е. при остановке;

3) концевые выключатели, ограничивающие движение кабины вверх и вниз за пределы предусмотренных этажей здания;

4) автоматические замки дверей шахты, не позволяющие открывать их при отсутствии кабины на данном этаже;

5) дверные контакты в цепи дистанционного управления электродвигателем, не позволяющие кабине с пассажирами или грузом перемещаться при открытых дверцах кабины;

6) подпольные контакты в цепи управления электродвигателем, не допускающие вызова кабины, занятой пассажирами (при опускании пола под тяжестью груза контакты размыкаются), и позволяющие вызвать ее при отсутствии пассажиров (груза) при открытых дверцах кабины;

7) дверные контакты дверей шахты (встроенные в автоматический замок), не допускающие движения кабины при открытых дверях шахты;

8) сигнальные лампы, предупреждающие о занятости кабины лифта (при опускании пола под тяжестью груза замыкаются контакты в цепи сигнальной лампы «занято»);

9) звонок или телефон (микрофон) для вызова электромеханика или лифтера в случае неполадок в работе лифта (например, кабина остановилась в промежутке между этажами и пассажиры не могут из нее выйти, поскольку заперты автоматические замки дверей шахты);

10) грузопассажирские лифты снабжаются ограничителем грузоподъемности, обеспечивающим невозможность движения кабины при перегрузке свыше 110% номинальной грузоподъемности лифта.

Управление пассажирскими лифтами, как правило, кнопочное, грузовыми лифтами — кнопочное (с проводником и без проводника) или рычажное (при помощи командоконтроллера внутри кабины).

На каждый лифт составляется технический паспорт и книга для записей о проведенных осмотрах и ремонтах. Обслуживающий лифт электромеханик осуществляет технический надзор в соответствии с типовой инструкцией, утвержденной Госгортехнадзором СССР 13.10.1972 г.

В случае появления признаков неисправности (например, ненормального резкого гудения электродвигателя, ослабления тормоза, скрипа в направляющих рельсах, рывков и стуков в лебедке, неисправности дверных контактов и замков) лифт должен быть остановлен для внепланового ремонта.

Лицо, ответственное за исправное состояние грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, подкрановых путей и т. п. (механик, мастер), должно проводить регулярные осмотры и ремонты в соответствии с графиком ППР (планово-предупредительного ремонта).

Название Конспект по устройству лифтов для лифтеров 2018г. Владивосток Конспект по устройству лифтов
Дата 23.01.2019
Размер 280 Kb.
Формат файла
Имя файла опорный конспект лифтера1.doc
Тип Конспект
#64854
страница 3 из 3
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: опорный конспект лифтера1.doc.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: Тест по устройству автомобиля.doc, Опорный конспект лекции 1..pdf, AFK конспект для детей с нарушением зрения.docx, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К КОНСПЕКТУ 06.docx, Организация дошкольного образования конспекты.pdf, игпб конспект.docx, Гражданское право. конспекты.docx, Опорные конспекты.doc, Опорный конспект.docx, Семинар 3.1. конспект.docx

Техника безопасности при эксплуатации лифтов:

1. Персонал, обслуживающий лифты должен иметь 2-ю группу по электробезопасности – у лифтера и 3-ю группу – у механика.

2. Эксплуатация лифта должна производиться строго по назначению.

3. Неисправный лифт к работе не допускается.

4. Не допускается перевозка громоздких грузов и грузов, вес которых превышает грузоподъемность лифта.

5.Запрещается работа лифта при открытых дверях в машинное отделение.

6.Запрещается перевозить в кабине жидкости в открытых сосудах.

7. Запрещается перевозить в кабине легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.

8.Запрещается перевозить в кабине детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых.

9.Запрещается перевозить собак без намордников в присутствии посторонних лиц в кабине.
Электробезопасность на лифтах.

Электроприборы, оборудование должны быть исправны, не искрить, изоляция должна быть исправной.

Автоматические выключатели, предохранители должны быть штатными не самодельными, контакты не должны искрить.

Кнопки вызова должны быть исправны и целыми. Панель управления не должна быть испорчена и выломана.

Напряжение должно соответствовать напряжению в сети. Освещение шахты и кабины должно быть исправно.

Автоматы и предохранительные устройства должны быть исправными и в рабочем состоянии.

В наличии должны быть средства индивидуальной защиты (коврики перчатки боты).
Факторы, определяющие величину электрического тока при поражении :

  • величина тока, протекающего через тело человека;
  • продолжительность воздействия тока;
  • частота тока;
  • путь прохождения тока;
  • индивидуальные свойства организма человека.

Величина тока. В нормальных условиях наименьший ток промышленной частоты, который вызывает физиологические ощущения у человека, в среднем равен 1 миллиамперу (мА); для постоянного тока эта величина равна 5 мА.

Переменный ток промышленной частоты силой в 15 мА и более и постоянный ток силой 60 мА и более способны вызывать явление паралича органов движения и спазмы голосовых связок, при котором становится невозможным самостоятельный отрыв пострадавшего от электродов. Следовательно, токи такой силы представляют опасность для жизни.

Меры безопасности при работе на электроустановках до 1000в:

1. Все оборудование установлено в местах, недоступных для необученного персонала (в шахте, машинном отделении, приямке).

2. Все токоведущие части закрыты кожухами и имеют двойную изоляцию (рубильник, электродвигатель, катушка тормоза и т.д.).

3. Применяется пониженное напряжение: 110в и 24в.

4. Устанавливается многослойная изоляция там, где может быть контакт с аппаратом.

5. Все металлоконструкции лифта заземлены, занулены. (кожухи, двери, направляющие и т.д.).

6. Средства индивидуальной защиты:

– диэлектрические коврики в машинном отделении рядом с рубильником и стацией управления; заменяются при первом поверхностном повреждении;

– диэлектрические перчатки; имеют штамп лаборатории проверки; заменяются при повреждении.

7. Предупредительные и запрещающие плакаты:

— «Лифт на ремонте»;

  • «Лифт не работает».
  • «Не включать! Работают люди»;

При неисправности лифта или его ремонте:

– на автоматических лифтах на 1-м и последнем этажах вывешивают плакат: «Лифт на ремонте» или «Лифт не работает»;

– на распашных лифтах плакаты вывешивают на каждом этаже на ручку дверей шахты.
Индивидуальные средства защиты от поражения током:

Под рубильником и возле станции управления находятся диэлектрические коврики. Также в машинном отделении находятся диэлектрические перчатки для работы под напряжением до 1000в. Срок годности 6 месяцев. На них имеется штамп проверки лаборатории. Кроме того, должны быть плакаты: «Не включать! Работают люди».

Оказание помощи пораженному электротоком:

  1. Освободить пострадавшего от действия тока одним из возможных способов согласно обстоятельствам:

а) отключить электроустановку ближайшим выключателем;

б) сделать "накид" на провода, вызвав короткое замыкание;

в) если напряжение до 1000В, прервать провода палкой или перерубить топором, используя диэлектрические перчатки и изолировав ступни ног от земли;

г) вынести пострадавшего из зоны растекания электрического тока скользящим шагом. не отрывая ноги от земли, уменьшая напряжение шага;

д) оттянуть пострадавшего за отстающую от тела одежду, изолировав левую руку диэлектрической перчаткой, неискусственной тканью.

  1. Положить на ровную поверхность, освободить дыхание, запрокинув голову, очистив рот.
  2. Определить степень поражения электрическим током.

— проверить наличие у пострадавшего дыхания (определяется визуально по подъему грудной клетки; с помощью зеркала);

— проверить наличие у пострадавшего пульса на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на передне-боковой поверхности шеи;

— выяснить состояние зрачка (узкий или широкий); широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга.

Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача является обязательным независимо от состояния пострадавшего
4.Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует ровно и удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать лицо водой и обеспечить полный покой. Если пострадавший плохо дышит — очень редко и судорожно (как умирающий), ему следует делать искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца.
При оказании помощи вдвоем: 1- накладывает платок на рот (или нос) пострадавшего и делаеn глубокий выдох, следя за тем, чтобы у него поднялась грудь; 2- накладывает ладони одна на другую на нижнюю треть грудины пострадавшего и давит 4-5 раз с усилием ( 3-5 см) с частотой 1 надавливание в секунду.

Если помощь оказывает один, то он делает два выдоха в рот пострадавшего и 10-12 надавливаний на грудину пострадавшего.
5. При отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, так как смерть часто бывает лишь кажущейся. В таком состоянии пострадавший, если ему не будет оказана немедленная первая помощь в виде искусственного дыхания и наружного (непрямого) массажа сердца, действительно умрет. Искусственное дыхание следует производить непрерывно, как до, так и после прибытия врача. Вопрос о целесообразности или бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решается врачом.

Пожаробезопасность на лифтах
Меры пожарной безопасности на лифтах:

1. Оснащение лифтовых установок противопожарным инвентарем.

2. Запрещается курить обслуживающему и техническому персоналу в машинном отделении и в кабине.

3. Запрещается хранить легковоспламеняющиеся вещества в машинном отделении и перевозить в кабине в открытом виде.

4. На посадочных площадках запрещается размещать деревянные ящики вблизи дверей шахты.

5. Запрещается мыть кабину горючими летучими жидкостями.
Противопожарные мероприятия на лифтовых установках:

Лифт не является средством эвакуации при пожаре.

В предмашинном или машинном отделении должно храниться:

2. Ящик с песком.

3. Несгораемая плотная ткань (кошма) 1,51,5м.

4. Углекислотный огнетушитель ОУ-5 или ОУ-10..

5. При пожаре лифт должен быть обесточен.

Три способа обесточивания лифта:

1. Выключить рубильник в машинном отделении.

2. Выключить рубильник в щитовой здания.

3.Вызвать кабину на 1-й этаж, держать двери открытыми и в кабину никого не впускать.

4.Отключить выключатель приямка.
Действия лифтера при пожаре:

Действия лифтера при пожаре в здании:

1. Выключить рубильник в машинном отделении или обесточить лифт любым указанным способом.

2. Вызвать пожарных.

3. Если здание свыше 14-ти этажей, – предполагается режим работы лифта для пожарной команды.
Действия лифтера при пожаре в машинном отделении:

1. Выключить рубильник.

2. Набросить на очаг возгорания кошму или пользоваться углекислотным огнетушителем.

3. Загоревшееся редукторное масло на полу или мусор (ветошь) засыпать песком.

Действия лифтера при пожаре в приямке:

1. Выключить рубильник.

2. Поднять кабину как можно выше.

3. Ригельным ключом открыть двери шахты 1-го этажа.

4. Тушить пожар с соблюдением техники безопасности (можно и водой).

5. После того, как пожар будет потушен, убрать приямок. Если намок контакт натяжного устройства, то лифт не включать, пока не высохнут контакты:  2 дня.
Действия лифтера при пожаре в шахте или кабине:

1. Если пожар в шахте большой, выключить рубильник и вызвать пожарных.

2. Если пожар в кабине небольшой и кабина в движении, можно тушить, не выключая рубильник с помощью углекислотного огнетушителя.

3. Если в кабине люди и кабина без движения, необходимо поломать двери кабины и шахты для освобождения пассажиров (затем позвонить пожарным, в скорую, – т.к. в кабине были пассажиры).

В многоэтажном доме лифты совершают за день сотни рейсов, поднимая и опуская грузы на разные этажи. Подъемные устройства способны выдерживать большие нагрузки даже при очень активной эксплуатации, при условии соблюдения пользователями техники безопасности, а также при недопущении перегрузок и регулярном проведении плановых ремонтов. Что нужно знать о лифте простому обывателю, живущему в типовой «многоэтажке»?

Параметры и функционал

Российскому потребителю хорошо знакомы марки «КМЗ» и «ЩЛЗ» (продукция Карачаровского и Щербинского лифтостроительных заводов), а также – OTIS, KONE и Schindler. В основном в многоэтажных жилых домах РФ сегодня применяются канатные пассажирские лифты, крепящиеся одним концом троса к кабине, а другим – через шкив лебёдки – к противовесу. В малоэтажных особняках и коттеджах нередко применяются лифты пневматической конструкции либо гидравлические лифты, по принципу работы напоминающие домкрат, весьма экономичные по энергозатратам (при движении кабины такого лифта вниз не расходуется энергия).

Лифты бывают с машинным помещением или без него, с различным пределом огнестойкости и прочности комплектующих узлов. Чем выше здание, тем важнее скорость движения лифтовой кабины. Современные скоростные лифты способны развивать скорость до 16 м/с. В высотках с количеством этажей от 25 и выше сегодня устанавливаются лифты с новой системой, позволяющей использовать для перемещения шкивы меньших размеров, нежели в безредукторных и редукторных сложных конструкциях.

Кабины лифтов, выпускаемых современными производителями, имеют разные виды внутренней отделки: серийную, оригинальную и повышенной комфортности (люкс). Конструкции пассажирских подъемников предусматривают соблюдение всех современных правил безопасности.

Стандартные лифты, установленные в жилых высотных домах России, имеют грузоподъёмность от 400 до 2500 кг, с запланированной высотой подъёма до 25 этажей. Размеры и прочие параметры пассажирских лифтов в жилых домах регулируются стандартами ГОСТ 22845-85.

Всё лифтовое оборудование, используемое для монтажа электрического подъемника, должно быть изготовлено специализированными предприятиями по рабочим чертежам и техническим условиям, которые утверждены в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов».

Пассажирский лифт, расположенный в обычном жилом доме, состоит из нескольких деталей, каждая из которых подлежит замене или профилактическому ремонту в строго установленный срок. К примеру, лебедка, шкаф управления, вводное устройство, кабина и противовес рассчитаны в среднем на 25 лет эксплуатации, а редуктор, тормоз и ограничитель скорости – на 12,5 лет; срок службы привода дверей и элементов подвески противовеса и вовсе составляет 5 лет.

Возможные неисправности

Не секрет, что в России инженерные службы, обслуживающие жилые дома, не всегда придерживаются рекомендаций лифтопроизводящих компаний, хотя по правилам мастер должен проводить визуальный осмотр оборудования не реже одного раза в месяц.

Чего же ожидать пассажирам лифта в случае пренебрежения коммунальщиков к требованиям инструкции?

Скажем сразу: падение лифта в шахту при обрыве тросов – событие маловероятное, фактически невозможное. Кабину пассажирского лифта поднимают от трех до пяти тросов (в зависимости от конструкции), которые никак не могут оборваться одновременно. В случае не только обрыва, но и ослабления хотя бы одного троса сразу сработает блокировочное устройство: ограничитель скорости лифта отреагирует на неожиданное ускорение кабины, под ее корпусом выдвинутся мощные металлические клинья-ловители, и лифт остановится на любом отрезке шахты.

Выпадение днища – тоже событие крайне редкостное, из разряда мистических обстоятельств.

К типичным неисправностям лифтового оборудования относят:

— короткое замыкание в обмот­ках трансформатора или в си­ловой цепи;

— западание кнопок вызова этажа;

— движение кабины лифта при открытых дверях кабины и шахты;

— прохождение кабиной лифта на малой ско­рости заданной оста­новки;

— перегорание ламп освещения кабины;

— сбой в работе автоматического привода дверей;

— выход из строя электродви­гателя;

— обрыв ремня или ослабление крепления «кулачков»;

— остановку кабины не на уров­не этажей площадки (в случае конструкции с распашными дверями);

— стук в редукторе;

— повышенный износ шестерен;

— отсутствие напряжения на линии и другие сбои в работе подъемника, не влекущие за собой травмирования пассажиров, но способные причинить дискомфорт пользователям, вплоть до «застревания» в шахте.

Обычно останавливаются на полпути в процессе движения старые, изношенные подъемники, детали устройства которых постепенно выходят из строя. Пассажирский лифт «склонен» прекращать движение в случае любой неисправности, и пусть эта мера безопасности причиняет пассажирам неудобства, она ограждает их от более серьезных неприятностей, вплоть до угрозы здоровью и жизни.

Часто лифт совершает аварийную остановку в случае сбоя в работе привода дверей, на которые приходится основная нагрузка.

В случае отключения в доме электричества кабина лифта механически блокируется в шахте, и даже при появлении электротока устройство подъемника не приводится заново в движение до тех пор, пока лифтер вручную не запустит лифт специальным рубильником.

Застряли в лифте. Что делать?

Главный совет: не паниковать. Нажмите кнопку вызова диспетчера, и через 10-15 минут придет лифтер и выпустит вас из заточения. Кабина застрявшего лифта ставится на ближайший этаж вручную путем вращения штурвала лебедки. После этого лифтовой мастер открывает двери шахты над кабиной и с ее крыши освобождает пассажиров, открыв им двери специальным ключом.

Не стоит пытаться выбраться из лифта самостоятельно: кабина может тронуться с места в любой момент.

Пространство лифта не герметично, поэтому застрявшие в кабине пассажиры не рискуют остаться без доступа кислорода в течение получаса, но курить в кабине, разумеется, не стоит.

Если кому-то из участников инцидента стало плохо в кабине застрявшего лифта, об этом стоит сообщить диспетчеру, чтобы тот вызвал медиков.

В случае если диспетчер не отзывается на вызов, застрявшие в лифте граждане могут позвонить знакомым, попросив их вызвать аварийную службу. В крайнем случае, можно постучать какими-то твердыми предметами по стенкам кабины лифта, позвав жителей подъезда на помощь.

Самостоятельная диагностика

За состояние лифтов в жилых домах РФ сегодня отвечают управляющие компании. Однако в целях предупреждения аварий жильцы могут сами позаботиться о своей безопасности, обратив внимание на явные неисправности в работе подъемников.

Насторожить пользователей должны следующие признаки:

— громкий шум и скрипы при движении кабины, вибрация, резкие толчки по прибытии на этаж, изменение скорости движения кабины;

— западение кнопок вызова, отсутствие освещения в лифте, отсутствие связи с диспетчером;

— визуально диагностируемый физический износ любых частей подъемника.

Двери лифта должны открываться полностью, дверь кабины должна останавливаться вровень с уровнем этажного пола, с допустимыми отклонением в 3-4 см.

В случае столкновения с каким-то предметом в процессе автоматического закрытия двери кабины должны прекратить движение и начать заново открываться.

Жители дома должны незамедлительно сообщать диспетчеру об актах вандализма, повлиявших на работу лифта.

Лифты являются частью общедомового имущества, поэтому их обслуживание и текущий ремонт осуществляются за счет средств, отчисляемых жильцами на капремонт. В случае необходимости замены лифтового оборудования это решение принимается общим собранием жильцов, после чего работы оплачиваются средствами из местного или федерального бюджета либо средствами, собранными на капремонт собственниками жилья.

За период с 2015 по 2016 годы в России заменили более 15 тысяч лифтов за счет городских бюджетов, по большей части – в Москве и Санкт-Петербурге.

Прогресс не стоит на месте

Лифтовая индустрия во всем мире в последние годы развивается довольно бурными темпами. Уже созданы пассажирские лифты с применением регулируемых приводов на базе частотных преобразователей, с источниками бесперебойного питания, с применением фотобарьеров и вызывных кнопок с азбукой Брайля. Во многих городах мира существуют панорамные лифты с прозрачными стенами и полом, расположенные как внутри, так и снаружи зданий. Компания Schindler разрабатывает интеллектуальные решения для оптимизации в высотных зданиях пассажиропотоков. Фирма OTIS уже 7 лет тестирует бесприводной скоростной лифт, проводя испытания в высокоэтажном здании-полигоне OTIS в Китае. Эта перспективная схема должна сыграть революционную роль в высотном строительстве. Не отстает от конкурентов и компания KONE, постоянно модернизируя уже существующие модели подъемников с целью экономии энергозатрат. В финском городе Лохье находится самый высокий испытательный «полигон» для лифтов, обустроенный в бывшей шахте по добыче известняка, уходящий под землю на 333 метра.

В Берлине есть лифт, функционирующий внутри огромного цилиндрического аквариума: панорамный «АкваДом» привлекает каждый день толпы туристов. Швейцарский лифт «Хамметшванд», поднимающий посетителей на гору Бургеншток, много лет удерживает статус высочайшего в Европе открытого лифта, с верхней площадки которого открывается живописный вид на Люцернское озеро.

Китайский прозрачный «Байлонг» («Сто драконов»), построенный на склоне горы Чжанцзяцзе высотой 360 метров, – самый высокий свободнодвигающийся лифт в мире. Одновременно в его двухэтажной кабине могут находиться до 50 человек.

Скоростной лифт в небоскребе «Тайбэй 101» в Тайване поднимает пассажиров до 101 этажа со скоростью 16,8 метра в секунду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector