Щит управления дизель генератором

Щит управления дизель генератором

Фото продукции, изготовленной на комплектующих отечественного производства и импортных комплектующих.

Для увеличения изображения кликнуть по картинке

Особенности АВР для ДГУ

АВР ДГУ

Алгоритм работы АВР и ДЭС

Механическая блокировка контакторов в АВР

Довольно часто применяется в схемах АВР электронная и механическая блокировка контакторов. Когда имеется один основной ввод, а второй от ДЭС, то блокировка между контакторами применяется в стандартном исполнении и проблем не возникает. В случае однолинейной схемы на два ввода и один ввод от ДЭС, взаимная механическая блокировка трех выключателей может применяться при применении выкатных автоматов в литом корпусе (блокировка тросиками подвижной и фиксированной частей ), к примеру производства АВВ, но это экономически целесообразно на больших токах, а что делать в случае не очень больших?
Рекомендуется использовать схему с четырьмя контакторами и попарно включить механическую блокировку.
Ниже показан вариант изготовления АВР ДГУ 1250А, применен реверсивный рубильник Q1 производства ABB. При переводе реверсивного рубильника Q1 из положения "I" в положение "II", и обратно, он проходит нулевое положение, таким образом исключается встречное включение вводов.

АВР с применением контроллера для ДЭС

Часто возникает вопрос, как можно использовать контроллер дизельной станции для управления, так как в нем имеются необходимые функции для управления внешними контакторами.
На фото ниже вариант исполнения на ток 1250А с использованием контроллера дизельной электростанции.

Фото АВР на 1250А, фрагмент монтажа элементов схемы, медная шина для подключения вводов. Управление моторизированным приводом осуществляется с панели управления двигателя Perkins, на которой установлен контроллер.
Питание нагрузки при дистанционном/местном управлении осуществляется от основного (сеть

380 В 50 Гц) или резервного (ДГУ) ввода, путем включения реверсивного рубильника в соответствующее положение (положение "I" — основной ввод, положение "II" — резервный ввод).

АВР на четыре ввода

ВРУ с АВР на четыре ввода: два сетевых ввода на ток по 600А и два ввода по 400А от ДГУ, выполнен на автоматических выключателях с моторным приводом, подключается нагрузка гарантированного питания. В случае запуска ДГУ питание негарантированной нагрузки отключается. Таким образом, с помощью моторов осуществлено управление вводами ДГУ.
Кабельные вводы входящие и отходящие подключаются сверху, каждый кабельный ввод выполняется 2-мя кабелями СИП по 150 мм кв. с возможностью доумощнения вводов и прокладки 3-й линии.
Очередность приоритета работы вводов установлена в порядке:
— Ввод №1 от ТП – основной;
— Ввод №2 от ТП – резервный;
— Ввод №3 от ДГУ – основной;
— Ввод №4 от ДГУ – резервный.

Схема щита ВРУ с АВР на четыре ввода, два из них от ДГУ.
Сборка АВР для ДГУ

На панели отображаются данные по мощности генераторов, токи, напряжения, а также потребляемая мощность отходящих линий. Если же нагрузка большая и мощности дизель-генератора не хватает, то подключается резервный ввод с помощью рубильников производства ABB OT1000E03. Происходит запуск резервной ДГУ.
Рубильники отходящих линий, в свою очередь, имеют взаимную блокировку, дабы избежать встречного включения источников питания. То есть, каждая отходящая линия может питаться только от одной секции шин. Также возможна реализация с синхронизацией генераторов и их параллельной работой. В этом случае напряжение и частота фаз двух вводов совпадают между собой и возможно питание одной секции шин с нескольких разных вводов одновременно. Для этого существуют специальные устройства синхронизации.

Данный распределительный щит изготавливается из 7 панелей ШНС. На лицевую сторону выносятся ручки рубильников, измерительные приборы, сигнализация.

Щиты управления и распределения электроэнергии дизельных электростанций

Щиты управления и распределения энергии предназначены для управления, контроля работы, защиты, включения на параллельную работу и распределения электрической энергии ДЭС. В зависимости от мощности и типа генератора и степени автоматизации ДЭС применяют различные типы щитов управления и распределения энергии. Для дизель-генераторов мощностью до 75 кВт типа АД применяют щиты управления, блоки главной линии и коробки выводов мощности.

Управление генераторами ЕСС-5, ЕС и другими неавтоматизированными генераторами производится с помощью специально поставляемых вместе с генераторами панелей управления типов ЩУП, ПУ и др.

Для управления автоматизированными агрегатами до 72 кВт применяются щиты типа ЩДГА-Б и щиты упpaвления ЩАВ-Б, выполненные на съемных блоках с логическими элементами. Для управления автоматизированными по 3-й степени передвижными и стационарными электростанциями мощностью 100 кВт применяют шкафы управления с блоками автоматики на полупроводниковых элементах.

Стационарные автоматизированные по 1-й степени ДЭС с агрегатами АСДА-100 и АСДА-200 со статической системой возбуждения имеют комплектные щиты типа КУ-67М.

Для управления стационарными генераторами с машинной системой возбуждения мощностью от 100 до 750 кВт, автоматизированными по 1-й степени, применяют комплектные щиты типа КУ-64М.

Для управления дизель-агрегатами типа АС мощностью до 100 кВт, автоматизированными по 3-й степени, применяют щиты управления типа ЩАУ-АС.

Автоматизированные агрегаты типа АСДА мощностью до 50 кВт имеют щиты управления типа ЩАУ-1, ЩАУ-2 с блоками автоматики БА-1 и БА-2.

Щиты управления и распределения электроэнергии дизель-генераторов типа АД.

На верхней приборной панели щита управления агрегата АД-20 (рис.1) расположены контрольно-измерительные приборы, аппаратура управления и регулирования. В нижней части щита находятся блок главной линии с автоматическим выключателем и два автоматических выключателя для выводов отбора мощности. Панель для контрольных приборов дизеля расположена сбоку.

Рис.1. Общий вид щита управления (а) и блока дизельных приборов (б) агрегата АД-20
1 — зажим корпуса; 2 — автоматический выключатель нагрузки;
3 — кнопка проверки ПКИ; 4 — лампа сигнальная;
5 — осветительная арматура с лампами накаливания; 6 — амперметры;
7 — килоомметр; 8 — вольтметр; 9 — потенциометр уставки напряжения;
10 — частотомер; 11 — переключатель вольтметра; 12 — предохранители;
13 — лампа сигнальная "Нормальная работа"; 14 — лампа сигнальная "Авария";
15 — лампа сигнальная "Защита отключена"; 16 — выключатель освещения;
17 — выключатель ревуна; 18 — выключатель защиты;
19 — Приемник указателя уровня топлива; 20 — амперметр; 21 — свеча накала;
22 -выключатель стартера; 23 — свеча подогревателя;
24 — переключатель управления подогревателем; 25 — выключатель накала свечи;
26 — переключатель вида аварий; 27 — лампа сигнальная "Номинальные обороты";
28 — переключатель "Обороты выше-ниже".

Щит управления представляет собой металлическую коробку с откидывающейся передней приборной частью и съемными передними крышками, устанавливаемую на каркас. Каркас устанавливается над генератором и крепится к раме агрегата. Вся аппаратура: трансформаторы тока, конденсаторы и резисторы цепей сигнализации и синхронизации, предохранители и др. — устанавливается на панели внутри щита.

Конструкции других щитов имеют следующие особенности. Щит управления агрегата АД-10 совмещен с блоком главной линии и отбора мощности и имеет один щиток. Фидер отбора мощности агрегата АД-30 расположен на задней стенке щита управления. Блоки управления и контроля за работой дизеля агрегата АД-50, 75 объединены в один щит, а блок главной линии и отбора мощности расположен на задней стенке щита управления.

Щиты управления типов ЩДГА-Б, ЩАВ-Б.

Щиты типа ЩДГА-Б выпускают четырех исполнений в зависимости от мощности дизель-генератора (12, 24, 48 и 72 кВт). На щите установлены автоматический выключатель и контактор, а также приборы (амперметр, вольтметр), счетчик, блок регулирования напряжения и другая аппаратура. Размеры щита составляют 600X700X1800 мм при массе 250 кг.

Читайте также:  Удаление масла с бетона

Схема управления одинаковая для всех четырех исполнений щитов ЩДГА, выполнена на бесконтактных транзисторных логических элементах «Логика-Т».

Съемные блоки с логическими элементами размещены на поворотной раме щита, что обеспечивает хороший доступ к любому из них в процессе эксплуатации.

Щиты ЩАВ-Б предназначены для коммутации источника питания и производства вспомогательных операций ДЭС: подкачки топлива, регулировки температуры, вентиляции и т.д. Схема управления этими щитами обеспечивает работу автоматизированной ДЭС по 3-й степени автоматизации без обслуживающего персонала в течение не менее 400ч. Схемой предусмотрено нормальное питание потребителей от внешней сети, а при исчезновении напряжения питание потребителей осуществляется от дизель-генератора, являющегося резервным источником питания.

Шкафы управления для автоматизированных по 3-й степени дизель-агрегатов АСДА-100 выпускают в двух исполнениях: для передвижных и стационарных ДЭС.

Рис.2. Шкаф управления для стационарных агрегатов АСДА.

Шкаф управления для стационарных ДЭС (рис.2) имеет сварную конструкцию и выполнен из угловой и листовой стали. В верхней части шкафа размещены приборная панель 5 и блок аппаратуры. На приборной панели расположены контрольно-измерительные приборы, сигнальные лампы, кнопки, выключатели и переключатели управления. Блок аппаратуры состоит из реостатов уставки напряжения, вентилятора шкафа, механизма времени работы датчиков и панели с контакторами, реле и другими элементами электрической схемы.

Для доступа к монтажной стороне приборная пaнель откидывается на шарнире вниз и удерживается в таком положении двумя ограничителями.

В средней части шкафа расположены ячейки для установки и крепления блоков автоматики. Всего имеется шесть блоков автоматики: синхронизатора 4, пуска и остановки 9, контроля напряжения 8, датчиков частоты и мощности 5, сигнализации 2, магнитных усилителей 10. Конструкция всех блоков унифицирована: на литой раме закрепляют два шасси с электрической аппаратурой. Блоки присоединяют к схеме с помощью специальных шлангов, оконцованных колодкой с гнездами.

В гнезда вставляют специальные штыри, закрепленные на шасси блока. В нижней части шкафа управления, закрываемой съемной панелью 1, установлены автоматические выключатели генератора, сети, собственных нужд, а на задней стенке шкафа размещены панель ввода генератора и панели выводов фидера сети. В верхней части шкафа на специальной стойке закреплен блок реле 7, а на левой стороне боковой части шкафа установлен блок селективной защиты 6.

Блок синхронизатора работает при автоматическом включении генератора на параллельную работу. Он выдает команды на подгонку напряжения и частоты синхронизируемого генератора к напряжению и частоте внешней сети, а затем — сигнал на включение контактора генератора на шины внешней сети; блок пуска и остановки коммутирует электрические цепи, обеспечивающие прогрев дизеля, включение насосов, возбуждение генератора, прием нагрузки или синхронизацию, включение на параллельную работу, отключение нагрузки и остановку электроагрегата.

Блок контроля напряжения выдает команды на автоматический пуск резервного агрегата при снижении напряжения сети до 340 В или на остановку генератора при увеличении напряжения в сети более 440 В. Кроме того, блок контролирует напряжение оперативного питания и аккумуляторных батарей.

Блок сигнализации выдает сигналы об аварийном состоянии электроагрегата с помощью световой и звуковой сигнализации.

Блоки датчиков частоты, мощности и магнитных усилителей составляют систему коррекции частоты и мощности параллельно работающих агрегатов.

При работе одного агрегата производится регулирование частоты тока (при ее отклонении от нормы) изменением частоты вращения дизеля. При параллельной работе двух агрегатов блоки датчиков частоты и мощности выдают сигнал, пропорциональный активной мощности. В блоке магнитных усилителей этот сигнал сравнивается с эталонным (заданным) и автоматически распределяется между параллельно работающими агрегатами. Кроме того, блок магнитных усилителей служит для выдачи аварийного сигнала и отключения генератора при перегрузке или переходе его в двигательный режим работы.

Комплектное устройство КУ-б7М состоит из двух свободно стоящих панелей двухстороннего обслуживания закрытого исполнения: управления ПУ-2 и распределения ПР-2. На панели ПУ-2 установлены автоматический выключатель генератора, блоки защиты, сигнализации, синхронизации и управления, корректор напряжения, коммутационная, измерительная и сигнальная аппаратура, а на панели ПР-2 — рубильники для обеспечения разрыва силовой цени, автоматические выключатели линий, лампы сигнализации наличия напряжения на сборных шинах и линейных автоматах, счетчики энергии.

Рис.3. Общий вид и габариты панели ПУ-2 устройства КУ-67М.
а — панель ПУ-2 для агрегатов АСДА-100 и АСДА-200;
6 — панель ПУ-2 для агрегатов ТМЗ-ДЭ-200 и ТМЗ-ДЭ-104С4:
1 — блок защиты и сигнализации;
2 — блок синхронизации;
3 — блок защиты от повышения частоты вращения

Панели ПУ-2 (рис.3) имеют два исполнения: А для агрегатов АСДА-100 и АСДА-200 и Б для агрегатов ТМЗ-ДЭ-200, ТМЗ-ДЭ-104С4 и обеспечивают 1-ю степень автоматизации указанных выше агрегатов.

Панели ПР-2 для обоих исполнений одинаковы.

Схема комплектного устройства рассчитана на автономную и параллельную работу агрегатов, обеспечивает запуск дизеля и его остановку, включение генератора под нагрузку и на параллельную работу, защиту генератора. Схема предусматривает также контроль работы и защиту дизеля при понижении давления масла, перегреве воды и масла, при превышении допустимой частоты вращения дизеля.

Комплектное устройство КУ-64М состоит из двух панелей: панели управления 01 для управления защиты, сигнализации, регулирования напряжения (регулятор РНА-60) и синхронизации генератора и панели 02 (для генераторов мощностью от 100 до 500 кВт) для пуска генераторов и распределения электроэнергии или панели 11 (для генераторов мощностью свыше 500 кВ) для пуска генератора. Распределение энергии в этом случае производится с помощью специальной панели 13. Внешний вид и размеры панелей 01 и ПУ-2 одинаков, но на последней установлена другая аппаратура.

На панели 01 установлены аппаратура управления (переключатель регулятора напряжения РНА-60, переключатель 1КУ для дистанционного управления двигателем регулятора скорости дизеля, переключатель ЗК для управления автоматическим выключателем генератора, переключатель измерительных цепей ваттметр, различные автоматические выключатели для включения питания), аппаратура сигнализации генераторного автомата, контрольно-измерительные приборы (амперметр, вольтметры, ваттметр, частотомер, счетчик), аппаратура регулирования напряжения (регулятор РНА) и реостат возбуждения, аппаратура автоматической сигнализации (реле разности частот, промежуточное реле синхронизации и резисторы), аппаратура аварийно-предупредительной сигнализации.

На панели 02 установлены автоматические выключатели отходящих линий, автоматический выключатель генератора с электродвигательным приводом, измерительные трансформаторы тока и трансформатор УТП регулятора РНА-60.

Панель 11 в отличие от панели 02 не имеет автоматических выключателей отходящих линий.

На панели 13 установлены только автоматические выключатели отходящих линий для распределения энергии генератора и счетчики активной энергии.

Рис.4. Принципиальная схема цепей управления устройства КУ-64М
1 — питание цепей управления переменного тока; 2 — реле контроля напряжения;
3 — реле переключения питания с шин на генератор; 4 — лампа "Отключено";
5 — двигательный привод автоматического выключателя генератора;
6 — лампа "Включено"; 7 — управление двигателем регулятора скорости дизеля;
8 — промежуточное реле защиты; 9 — трансформатор; 10 — выпрямитель и автомат зашиты;
11 — реле разности частот; 12 — измерительные цепи; 13 — к выводам генератора.

На рис.4 приведена принципиальная схема управления устройства КУ-64М. Для включения генератора в сеть после разворота дизель-генератора ключ управления 1КУ ставят в положение "Больше"; при достижении дизелем номинальной частоты вращения с помощью кнопки К4 подают напряжение от сети генератора на реле разности частот ИРЧ: при частоте вращения генератора, близкой к синхронной, реле ИРЧ срабатывает и включает промежуточное реле синхронизации РПС, которое своими контактами замыкает цепь включения реле РУ (реле РБ включено, так как автоматический выключатель генератора отключен), реле РУ срабатывает и своими контактами РУ2 и РУ3 замыкает цепь включения электродвигателя привода Д автоматического выключателя генератора; автоматический выключатель включается, блок-контакты ПК разрывают цепь реле РУ. С помощью кнопки К4 обесточивают реле ИРЧ, и схема приходит в исходное положение.

Читайте также:  В какой горшок сажать фикус бенджамина

Секция переключателя ЗКУ, подающая сигнал на включение автоматического выключателя генератора, и контакты реле 1РКН включены последовательно, что не позволяет переключателем ЗКУ включить автоматический выключатель при наличии напряжения на сборных шинах (контакты 1РKH разомкнуты). Генератор отключают от сети с помощью независимого расцепителя НР автоматического выключателя вручную ключом ЗКУ или аварийно от защиты при срабатывании реле 1P3.

При действии не показанных на рис.4 защит от понижения давления масла, перегрева воды и масла, отсутствия воды и превышения допустимой частоты вращения срабатывает выходное реле 1P3 и автоматический выключатель генератора отключается.

Системы управления дизельных электростанций обеспечивают автоматические пуск — при исчезновении или недопустимом снижении напряжения в сети, и останов ДГУ — при его восстановлении (в отдельных случаях останов производится только по команде оператора), а также прием нагрузки. При этом все предпусковые, пусковые, остановочные и послеостановочные операции производятся автоматически.

Конструктивное разнообразие дизель-генераторов, используемых в качестве агрегатов резервного электропитания, существенно усложняет создание систем управления, которые удовлетворяли бы требованиям действующих ГОСТ 13822 и ГОСТ 14228, специфическим требованиям, предъявляемым к таким дизельным агрегатам и при этом были максимально унифицированными, простыми в наладке и надежными в эксплуатации.

Основой при создании таких систем является алгоритм управления, представляющий в графической или словесной форме перечень и последовательность операций и блокировок, обеспечивающих автоматическое выполнение всех перечисленных выше требований и при этом охватывающий возможно большее количество разнородных ДЭУ.

Ниже приведен перечень операций, а также блокировок, выполнение которых является обязательным на большинстве дизельных электростанций. По существу, этот перечень является упрощенным словесным алгоритмом и может быть использован при разработке унифицированной системы управления, а также быть полезным при ознакомлении, наладке и эксплуатации существующих.

1. Предпусковые операции (выполняются с выдержкой времени или без нее при исчезновении или снижении напряжения на вводе ниже допустимого предела, а также по команде оператора на пуск дизельного агрегата):

  • прокачка маслом (при необходимости) производится до достижения давлением заданного значения, а в ряде случаев и с выдержкой времени при этом давлении;
  • перевод рейки топливных насосов высокого давления (ТНВД) в положение пусковой (долевой или номинальной) подачи топлива или органа задания частоты вращения регулятора в положение пусковой частоты вращения.
    Примечание. На ряде ДГУ изменение положения рейки ТНВД или органа задания частоты вращения не требуется, т. к. на них рейка ТНДВ (орган задания частоты вращения) при остановке агрегата кратковременно переводится дополнительным исполнительным механизмом в положение нулевой подачи топлива (положение «стоп»), а после остановки агрегата возвращается (обычно пружиной) в положение номинальной подачи (задания номинальной частоты вращения).

2. Пуск и прием нагрузки:

  • подключение стартера (при стартерном пуске) или открытие главного пускового клапана — ГПК (при воздушном пуске), раскрутка агрегата и отключение стартера (закрытие ГПК) после достижения частотою вращения значения, при котором происходит уверенное воспламенение топлива; выполняются три попытки пуска с интервалами между ними;
  • отключение исполнительного механизма, воздействующего на рейку ТНДВ, и вывод дизельного агрегата на номинальную частоту вращения;
  • прием нагрузки (долевой или номинальной).

Примечание. Прием нагрузки производится:

  • при пуске и подключении одного агрегата — на обесточенные шины;
  • при пуске и последовательном подключении на шины нескольких агрегатов — первого агрегата на обесточенные шины, всех последующих — с их предварительной синхронизацией;

  • прогрев работающего агрегата (при необходимости);
  • прием оставшейся части нагрузки (при необходимости).
  • 3. Остановка нормальная (производится с выдержкой времени или без нее при появлении напряжения в сети или по команде оператора) и послеостановочные операции:

    • отключение нагрузки;
    • охлаждение агрегата, работающего на холостом ходу (при необходимости);
    • отключение подачи топлива перемещением рейки ТНДВ или установкой органа задания частоты вращения регулятора в положение «стоп» (осуществляется рабочим стоп-устройством);
    • прокачка дизеля охлаждающей жидкостью (при необходимости).

    Примечания:

    • На ДЭУ малой и средней мощности отключение подачи топлива часто производится только на время остановки агрегата, после чего соответствующие органы вновь устанавливаются в положение долевой или номинальной подачи топлива (пусковой частоты вращения). На дизель-генераторах большой и средней мощности (обычно с воздушным пуском) органы топливоподачи фиксируются в положении нулевой подачи и выводятся из него только по команде на пуск агрегата.
    • Если дизель не остановился за заданное время, подается команда на срабатывание аварийного стоп-устройства.

    4. Остановка аварийная (производится при срабатывании любого датчика аварийного состояния ДЭУ или по команде оператора):

    • отключение нагрузки, отключение подачи топлива (включаются рабочее и аварийное стоп-устройства) с фиксированием рейки ТНВД в положении нулевой подачи топлива.

    Соблюдение требуемой последовательности операций при отработке заданной команды (пуск, остановка и т. п.) обеспечивается введением блокировок, разрешающих проведение каждой последующей операции только после выполнения предыдущей. При невыполнении операции за заданное время выполнение команды должно быть прекращено с одновременной подачей сигнала, оповещающего оператора о неисправности. Необходимо учитывать, что невыполнение этого требования может привести не только к отказу в выполнении команды, но и к повреждению ДЭУ.

    Наиболее часто предусматривают блокировки:

    1. Исключающие возможность пуска агрегата при

    • включенном валоповоротном устройстве — ВПУ (при его установке);
    • отсутствии или недостаточном давлении масла через заданное время после начала его предпусковой прокачки (при необходимости прокачки);
    • нахождении органов топливоподачи или задания частоты вращения в неспецификационном положении.

    2. Ограничивающие предельное время выполнения конкретных (раскрутки — стартером или сжатым воздухом, остановки и т. п.) операций;

    3. Исключающие возможность включения ВПУ при работающем агрегате.

    При разработке систем управления дизельными электростанциями необходимо учитывать требования, определяемые назначением объектов, на которых установлены агрегаты резервного электропитания. Так, например, большинство систем управления выполняют по схеме с преобладанием команды на остановку, перед командой на пуск. В этом случае при подаче команды на нормальную остановку и сразу вслед за нею на пуск, агрегат будет остановлен. Чтобы его запустить, требуется повторная подача команды на пуск или сохранение (запоминание) ранее поданной команды на пуск до остановки дизельного агрегата и разблокировки системы. В то же время на ряде объектов требуется безусловное, за кратчайшее время, выполнение команды на пуск, даже если это приведет к последующему выходу из строя ДЭУ уже через самое непродолжительное время. В этом случае систему управления следует выполнять по схеме с преобладанием команды на пуск.

    Вторым примером могут служить установки, состоящие из нескольких агрегатов одинаковой или близкой мощности. Причем, мощности любого из них достаточно для обеспечения объекта электропитанием. При перерыве основного питания команда на пуск подается на все агрегаты, но включается под нагрузку только один, — тот, который выйдет на режим первым. Остальные, отработав на холостом ходу заданное время, останавливаются. Необходимость корректировки приведенного выше алгоритма и, соответственно, схемы системы управления, очевидна.

    Читайте также:  Керамическая плитка на стене спальни

    В зависимости от степени автоматизации, назначения и мощности на агрегатах резервного электропитания применяют следующие типы систем аварийной и аварийно-предупредительной сигнализации и защиты:

    1. САСЗН — система аварийной сигнализации и неотключаемой защиты. При достижении контролируемым параметром аварийного значения обеспечивает:

    • защиту (остановку) двигателя с одновременным появлением и запоминанием аварийного сигнала, расшифровывающего вид контролируемого параметра;
    • возврат системы в исходное состояние (вручную) после устранения причины аварии.

    2. САСЗО — система аварийной сигнализации и отключаемой защиты. При достижении контролируемым параметром аварийного значения обеспечивает:

    • защиту (остановку) дизельного двигателя с одновременным появлением и запоминанием аварийного сигнала, расшифровывающего вид контролируемого параметра и выдачей обобщенного аварийного сигнала (светового, звукового) на дистанционный пульт;
    • отключение защиты с одновременным включением светового сигнала «защита отключена»;
    • возврат системы в исходное состояние (вручную) после устранения причины аварии.

    3. СПАСЗО — система предупредительной и аварийной сигнализации и отключаемой защиты. При достижении контролируемым параметром предупредительного значения обеспечивает:

    • появление предупредительного сигнала, расшифровывающего вид контролируемого параметра, и его исчезновение при восстановлении параметром рабочего значения;
    • при достижении контролируемым параметром аварийного значения система обеспечивает выполнение тех же операций, что и САСЗО.

    На дизельных генераторах большой мощности (реже — средней) устанавливают исполнительную сигнализацию, назначением которой является оповещение обслуживающего персонала о выполнении ДЭУ заданной рабочей функции (пуск состоялся, готов к приему нагрузки и т. п.) или достижении каким-либо исполнительным органом крайнего положения (рейка ТНВД переведена в положение максимальной или нулевой подачи).

    В большинстве случаев все упомянутые типы систем аварийной и аварийно-предупредительной сигнализации обеспечивают контроль следующих параметров электростанции:

      по дизелю

    • температуры охлаждающей жидкости (выше допустимой);
    • температуры масла (выше допустимой);
    • давление масла в системе смазки (ниже допустимого);
    • превышения частотою вращения допустимого значения («разнос»);

    по генератору

  • перегрузка по току;
  • короткого замыкания;
  • по системам (при оборудовании устройствами автоматического пополнения расходных баков)

  • уровня охлаждающей жидкости (ниже допустимого);
  • уровня топлива и масла (ниже допустимого).
  • Необходимость и целесообразность увеличения количества контролируемых параметров применительно к конкретному агрегату определяется его изготовителем с учетом требований потребителя.

    Так, для объектов ОАО «Ростелеком» дополнительно контролируется напряжение на двух вводах внешней цепи и температура в помещении станции, а также осуществляется управление переключением вводов и станционными системами электроподогрева и вентиляции. Кроме того, предусматривается возможность передачи сигналов и получение команд на пуск и остановку по системам телесигнализации и телеуправления.

    На агрегатах, устанавливаемых на судах, в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра, должен быть дополнительно обеспечен контроль за температурой выхлопных газов на выходе из каждого цилиндра или, что более целесообразно, за отклонением температуры в каждом данном цилиндре от средней по двигателю. В этом случае предупредительный сигнал должен подаваться при отклонении температуры от средней в любую сторону на заранее заданную величину.

    Требования, предъявляемые к системам сигнализации и защиты дизельных электростанций, сводятся к обеспечению надежности в процессе эксплуатации, удобства работы, простоты и легкости обслуживания, простоты конструкции.

    Надежность систем определяется следующим:

    • качеством использованных элементов, их способностью работать в условиях повышенных температуры, влажности и вибрации;
    • количеством использованных элементов, схемой их включения, а также наличием резервирования.

    При построении схемы следует также иметь в виду, что ряд потребителей требует отделения цепей защиты и аварийной сигнализации от всех остальных по питанию и кабелю. Объясняется это стремлением сохранить работоспособность системы сигнализации при неисправностях в цепях управления (и наоборот).

    В системах сигнализации и защиты находят применение датчики как релейного, так и аналогового типов. Преимуществом первых является простота, вторых — возможность использования для целей текущего контроля. При применении релейных датчиков логическая часть схемы также оказывается более простой, поскольку в ней отсутствуют элементы, обеспечивающие формирование и подачу релейного сигнала при достижении контролируемым параметром порогового значения.

    Логическую часть схемы выполняют на контактных или бесконтактных элементах. Целесообразность использования тех или иных элементов определяется в каждом конкретном случае, исходя из предъявляемых тактико-технических требований и экономических соображений. В любом случае показатели надежности должны соответствовать требованиям, предъявляемым к системам автоматической сигнализации первого или второго класса (ГОСТ 11928).

    Вероятность безотказной работы системы первого класса Р(t) = 0,95 (и более) при времени непрерывной работы t = 2000 ч. Для системы второго класса Р(t) = 0,9 (и более) при t= 2000 ч.

    Срок службы должен быть не менее 10 000 ч при числе циклов срабатывания не менее 10 000. Проверка и подрегулировка систем допускается не чаще, чем через 5 000 ч ее работы совместно с двигателем.

    Конструктивно системы сигнализации выполняют в виде отдельных блоков или встраивают в пульты управления. В эксплуатации второй вариант является предпочтительным.

    Для того, чтобы система была удобной в эксплуатации, необходимо обеспечить:

    • легкое выделение появившегося сигнала;
    • удобство квитирования сигнала;
    • автоматическое включение ранее отключенного звукового сигнала;
    • простое и легкое изменение уставок сигнализации;
    • исключение появления сигнала о снижении давления на неработающем двигателе;
    • возможность дублирования обобщенных сигналов на дополнительные пульты.

    Выделение появившихся сигналов достигается:

    • путем соответствующего расположения световых индикаторов на пульте и подбора их цвета (предупредительные сигналы — желтые, аварийные — красные);
    • выполнения на лицевой панели пульта мнемонической схемы, на которой в необходимых местах устанавливают малогабаритные световые индикаторы.

    Для того, чтобы вновь поданный предупредительный или аварийный сигнал отличался от появившихся ранее, его часто выполняют мигающим. Ответом на поданный сигнал должно быть его квитирование, которое переводит мигающий сигнал в постоянный и одновременно отключает звонок.

    Схему отключения звукового сигнала выполняют таким образом, чтобы автоматическое включение ранее отключенного сигнала обеспечивалось при достижении любым контролируемым параметром аварийного значения.

    Изменение установок сигнализации производят по-разному в зависимости от типа используемых датчиков. При применении датчиков релейного типа подрегулировка осуществляется путем перестройки их на новый номинал срабатывания. Для упрощения перестройки датчики часто снабжают настроечными шкалами, что, однако, существенно усложняет их конструкцию. Поэтому ряд датчиков таких шкал не имеет, и их перестройка производится на специальных стендах. Некоторое неудобство таких датчиков в работе окупается их повышенной надежностью и дешевизной.

    В случае использования аналоговых датчиков изменение порогового значения (одного или нескольких), при котором происходит срабатывание системы, производится в логической части схемы. Настроечные органы выводятся в места, удобные для работы, а контроль за уставкой осуществляют по контрольно-измерительным приборам. Требования простоты технического обслуживания дизельных электростанций сводятся к обеспечению легкости обнаружения и исправления неполадок и минимального объема профилактических работ.

    Статья написана по материалам книги «Статические и дизельные агрегаты резервного электропитания», авторы М.И. Цыркин, А.Я. Гольдинер, В.В. Головко, С.В. Соколов

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector