Схема электроники бас гитары

Схема электроники бас гитары

Итак, если ты читаешь эту статью, то это значит, что ты скорее всего решил самостоятельно распаять и улучшить звучание своего инструмента. Предупреждаю, что предложенная в этой статье схема распайки может отличаться от той, которая должна быть у твоей гитары в силу различия электрогитарного строения.

Начнем с того, как нужно правильно экранировать гитару.
Вообще, у большинства приличных электрогитар есть заводская экранировка, выполненная в виде графитового лака или EMILAC (лака с порошком меди). Это дает хорошую защиту сигнала от наводок и шумов.
Выглядит она так:

Главные ошибки при экранировке:

  • использование совершенно неподходящих материалов (обертка от конфет, другие, не проводящие ток поверхности, приклеенная на суперклей фольга и т.д.).
  • Крайне небрежное исполнение. В таком случае экран может просто замыкаться с сигнальным проводом или другими частями схемы.
  • Экранирование там, где этого делать не нужно. Экранировать нужно только открытые для наводок места паек и не экранированные провода. Экран не должен лежать на проводах или где-нибудь еще, только под темброблоком .

Экранированный провод , как и конденсатор, имеет некую емкость, так как сигнальный провод идет параллельно экрану. Из-за такой паразитной емкости и пропадают низкие частоты (чем меньше емкость общего экрана, тем чище звук). Чтобы не было такого эффекта, при пайке темброблока нужно использовать не экранированный сигнальный провод .

Крышку темброблока так же необходимо покрыть экраном. При экранировке нельзя допускать больших щелей или пропусков, так как экран является оболочкой, которая принимает на себя все наводки. Нужно сделать так, чтобы места стыков алюминиевого скотча не только плотно прилегали друг к другу, но и имели контакт (если клейкий слой на скотче не дает нормального контакта, то можно спаять его с помощью специального флюса для пайки алюминия). В случае, если темброблок крепится на пикгард, то можно покрыть экраном только эту часть.

А что же такое темброблок?
По своей сути гитарный темброблок — это особая коммутационная схема, которая располагается внутри корпуса музыкального инструмента.
В темброблоке, сигнал со звукоснимателя попадает на переключатель датчиков (switch),громкость, тон и выходной jack.
По своей сути экран в темброблоке является продолжением экрана в сигнальном кабеле.

Перейдем к самой распайке электрогитары.

Найти свою схему распайки можно вот на этом сайте:

В данной схеме есть два потенциометра на 500 ком, трехпозиционный переключатель, гнездо под jack 6.3 мм. Между контактом потенциометра тона и общим минусом стоит конденсатор на 47 нФ и 100 вольт. Он нужен для фильтрации высоких частот.
Нужно учесть, что при пайке необходимо максимально отдалять сигнальные провода от экрана, а так же нельзя допускать земляных петель.

«земляная петля — это неодинаковость земель, иными словами — разные потенциалы в точках заземления силовых кабелей двух или нескольких аппаратов(блоков внутри аппарата), иногда — заземленных экранов. Ну а там, где разность потенциалов — там соответственно напряжение и ток (паразитный), появление которого выражается в шумах и постоянных помехах.»

Суть заключается в том, чтобы все минусы схемы сводились ровно в одну точку и контактировали с экраном только в этой точке. Таким образом напряжение, идущее с экрана в виде паразитного сигнала не будет смешиваться с полезным сигналом.

В моем случае минусы со всей схемы сводятся к одной точке – потенциометру громкости, где и контактируют с экраном.

Здесь я рассказал об основных тонкостях распайки и экранировки электрогитары. И помните, криво получится само собой, так что если хотите сделать как надо, нужно потрудиться.

Схемы распайки бас электроники

Прикрепленный документ содержит собрание максимального количества распаек бас гитар, которое можно себе только представить — см.: Bass Schaltungen.pdf

Кроме того представлены справочные материалы по моддингу, принципиальному устройству басовой электроники , исторические справки и прочее. Одним словом – это клад для интересующихся ))

Теперь плохая новость : Все это добро на немецком. Но учитывая что на 90% документ состоит из диаграмм, возможно это даже не каждый заметит.

Список представленных моделей :

Fender Precision Bass 1951 — 56
Fender Precision Bass 1952 — 53
Fender Precision Bass 1955
Fender Precision Bass 2003
Fender Prec. Bass 2004
Fender La Cabronita Porrazo 2011
Fender Precision Bass 1957 — 1973
Fender Precision Bass 1973 — 1985
Fender Precision Bass 1999
Fender P-Bass JR 2004
Fender PJ Bass Special 1980s
Fender Jazz Bass 1960 — 1962 (1)
Fender Jazz Bass 1960 — 1962 (2)
Fender Jazz Bass 1963 (Standard)
Fender Jazz Bass 1975 (auch 1966)
Fender Jazz Bass 2000
Fender Mustang Bass 1966 — 81
Fender Mustang Bass (Reissue) 1998
Fender MusicMaster Bass 1970 — 81
Fender Telecaster I Bass 1968 — 72
Fender Telecaster II Bass 1972 — 75
Fender Telecaster Bass M. Pl. 2011

Читайте также:  Капитальный ремонт системы электроснабжения

Fender Precision Bass 1954
’51
Fender Precision Bass OPB’54 1983
Mike Dirnt
Fender Cabronita Bass 2013
Fender Precision TBX Control 1989
Std.
Fender Precision Bass Am. Std. 2004
Fender Precision Bass HWY1 2005
Fender PB-555 Bass 1984 — 1987
Fender Precision Bass Blacktop 2011
Fender PJ-555 Bass 1984
Fender PJ-535 Bass 1984
Fender JP-90 Bass 1990
Fender PJ Bass Super 55 Pickups
Fender PJ Bass Tony Franklin 2007
Fender PJ Bass Duff McKagan
Fender PJ Frank Bello J-Bass 2005
Fender Jazz Bass Mark Hoppus 2002
Fender Jazz Bass Am. Std. 2004
Fender Jazz Bass HWY1 2005
Fender Jazz Bass Super 55 Pickups
Fender Jazz Bass Mod. Player 2011
Fender Jazz Bass Blacktop 2011
Fender Mustang Bass (P. Shop) 2013
Fender Bullet Bass 1982 — 83
Fender Telecaster I Bass 1968
Fender Bass V 1965 — 70

Fender Bass VI 1961 — 75
Fender Bass VI Pawn Shop 2013
Fender P.S. Reverse Jaguar 2012
Fender La Cabronita Boracho 2012
Fender Roscoe Beck Bass 2004
Fender Coronado I Bass 1966 — 70
Fender Coronado II Bass 1966 -72
Fender Coronado Bass Mod. P. 2013
Fender Starcaster Bass Mod. P. 2013
Fender Performer Bass FB-555 1982
Fender Dimension Bass Mod. P. 2013
Squier CV 50’s P-Bass 04.2008
Squier CV 50’s P-Bass 09.2008
Squier Mike Dirnt P-Bass 2005
Squier Affinity Series P-Bass 2008
Squier CV 60’s P-Bass 04.2008
Squier CV 60’s P-Bass 09.2008
Squier VM Precision Bass RN 2006
Squier VM Precision Bass MN 2010
Squier Pete Wentz P-Bass 2007
Squier PJ555 Bass 1983
Squier Standard P-Bass Special 1999
Squier Affinity Series P-Bass PJ 2013
Squier Frank Bello J-Bass 2007
Squier JB-355 Jazz Bass Japan 1985
Squier Affinity Series J-Bass V 2008
Squier Standard Jazz Bass 2001
Squier CV 60’s Jazz Bass 2008
Squier Vint. Mod. Jazz Bass 2006
Squier Vint. Mod. Jazz Bass 2009
Squier VM Fretless Jazz Bass 2006
Squier Mustang Bass 2011
Squier Mustang Bass Mike Way 2012
Squier MusicMaster Bass 1997
Squier Bronco Bass 1999
Squier Vint. Mod. P-Bass TB 2007
Squier VM Telecaster Bass 2012 (1)
Squier VM Telecaster Bass 2012 (2)
Squier Telecaster Bass Special 2012
Squier Bass VI 2013
Squier Vint. Mod. Jaguar Bass 2010
Squier VM Jaguar Bass Sp. SS 2011
Squier MB-4 2003
G&L L-1000 Bass 1980
G&L L-2000 Bass 1980
G&L L-5000 Bass 1989
G&L SB-1 Bass 1982
G&L SB-1 Bass 1984
G&L SB-2 Bass 1982
G&L SB-2 Bass 1984
G&L SB-2 Bass 1987
G&L Legacy / L-100 Bass 1993

Gibson EB-0 Bass 1959
Gibson EB-0F Bass 1962
Gibson EB-1 Bass 1972
Gibson EB-2 Bass 1960
Gibson EB-2D Bass 1966
Gibson EB-2 Double Stereo B. 1966
Gibson EB-3 Bass 1961
Gibson EB-3 Bass 1972
Gibson EB-4 Bass 1973
Gibson EB Bass 2012
Gibson SB-200/-300/-400 Bass
Gibson SB-350/-450 Bass 1975
Gibson SG Bass
Gibson SG-Z Bass 2000
Gibson Thunderbird II Bass 1963
Gibson Thunderbird IV Bass 1963
Gibson Thunderbird IV Bass 1976
Gibson Thunderbird IV Bass 2012
Gibson Nikki Sixx Bass
Gibson L9-S Ripper Bass 1973
Gibson L9-S Ripper Bass 1973
Gibson Grabber G1 Bass 1975
Gibson Grabber II Bass 2012
Gibson Grabber G3 Bass 1975
Gibson Grabber G3 70s T. Bass 2012
Gibson RD Standard Bass 1977
Gibson Krist Novoselic RD Bass 2011
Gibson Victory Standard 1981
Gibson Victory Custom 1982
Gibson Flying V Bass 1981
Gibson Flying V Bass 2012
Gibson Explorer Bass 1984
Gibson Explorer Bass 2012
Gibson Les Paul "Recording" Bass
Gibson Les Paul Triumph Bass
Gibson Les Paul Signature Bass
Gibson Les Paul Deluxe Bass
Gibson Les Paul Standard Bass
Gibson LP Std. Oversized Bass 2012
Gibson LP Junior DC Bass 2011
Gibson Midtown Bass 2012
Epiphone Newport EBS 1961/65
Epiphone Newport Deluxe EBD 1961
Epiphone Rivoli Bass EB 232 1965
Epiphone Rivoli Bass 1999
Epiphone Jack CasadyBass 1997
Epiphone EB-0 2004
Epiphone EB-1 2000
Epiphone EB-3 2004
Epiphone Nikki Sixx Bass 2008

Читайте также:  Труба с алюминиевым оребрением

Danelectro 3612 Shorthorn 1956
Danelectro 4423 Longhorn 1959
Danelectro Longhorn Bass 2006
Gretsch G6119B Broadkaster Bass
Gretsch G6073 Bass (mit Tone Sw.)
Gretsch G6072 Bass (mit Stand-By Sw.)
Guild Starfire Bass II (Reissue 1993)
Harmony H22 Bass 1961
Harmony H25 Bass 1966
Kramer The Duke 1981
Peavey T40 Bass 1981
Peavey T45 Bass 1981
Rickenbacker 3001 Bass
Rickenbacker 4001 Bass
Rickenbacker 4001C64 Bass
Rickenbacker 4003 Bass
Rickenbacker 4004 Bass
Schecter Diamond J 2006
Schecter Diamond P 2012
Schecter Model T 2006
B.C. Rich Virgin NT Bass 2011
Godin Shifter 4 Bass 2011
Burns Bison Bass (Reissue 2001)
Burns Bison Guitar (Modifikation)
Burns Marquee Bass (Reissue 2000)
Burns Shadows Bass (Reissue 1993)
Burns Shadows Bass 1964 (RI 2006)
VOX V204 Bassmaster Bass 1961
VOX V224 Mark IV Bass 1965
VOX V284 Stinger Bass 1968
Hagstrom C1 Bass 1965
Hagstrom H8 Bass 1967
Hagstrom Swede Bass 1971
Jolana Iris Bass 1973
Musima Migma Bass
Framus 5/150 Star Bass 1967
Framus 5/150 Vint. Star Bass 2012
Höfner 185 Bass 1964 (und 1962)
Höfner 185-3 Bass 1972
Höfner MP 185 Bass 1973
Höfner E1 Schaltung
Höfner E2 500/1 Bass
Le Fay 4×6 "3A Wiring"
Le Fay 4×6 "4A Wiring"
Maruszczyk Elwood Bass 2010
Maruszczyk Mr. Tee Bass 2011
Rockinger Tele PJ Bass 1984
Rockbass Streamer Standard Single
Rockbass Streamer Standard
Rockbass Corvette Basic
Rockbass Corvette $$
Warwick Star Bass II

Ibanez Bässe 1961-67
Ibanez Bässe 1971-77
Ibanez 2353L Bass 1970
Ibanez 2353L/DX Bass 1973
Ibanez 2366B Bass 1973
Ibanez 2369B-W Bass 1974
Ibanez 2030 Bass 1969
Ibanez 2365B Bass 1975
Ibanez 2354B Bass 1973
Ibanez 2388B Bass 1973
Ibanez MC 800 Bass 1979
Ibanez MC 824 Bass 1980
Ibanez RS 824 Bass 1980
Ibanez BL-700 Bass 1980
Ibanez RB 650 Bass 1984
Ibanez RB 820 Bass 1983
Ibanez RB 850 Bass 1985
Ibanez RD 300 Bass 2004
Ibanez ICB300 Bass 1995
Ibanez ATK 100 Bass 1995
Ibanez GAXB 150 Bass 2004
Ibanez GATK 20 Bass 2011
Ibanez JTBK 200 Bass 2008
Ibanez JTBK 300 Bass 2010
Ibanez AGB 140 Bass 2004
Ibanez AGB 200 Bass 2007
Cimar EB-1 Bass 1975
Cimar 1952 Bass 1976
Cimar 2065 Bass 1979
Cimar 2072 Bass 1982
Maya PB Electronic Bass 1974
Maya 239 Electronic Bass 1974
Maya Bass Umbau 1979
Yamaha Serien ab 1966
Yamaha SB-5A Bass 1968
Yamaha SB-55 Bass 1973
Yamaha SB-500 Bass 1976
Yamaha SB-500S Bass 1981
Yamaha Serien ab 1976
Yamaha PB400 Bass 1976
Yamaha JB500R Bass 1984
Yamaha BB-1200 Bass 1977
Yamaha BB-2000 Bass 1978
Yamaha BB-3000 Bass 1982
Yamaha Attitude 65 Bass 1991
Yamaha Attitude Ltd. 2 Bass 2006
Yamaha SBV-500 Bass 2000
Yamaha SBVJ1 Bass 2003
Yamaha RBX270 Bass 2001

Weltron E Bass 1970
Aria A-200 Bass 1972
Aria Pro II PB-600D Bass 1977
Aria Pro II SB-700 Bass 1979
Aria Pro II TSB-550 Bass 1980
Teisco KB-2 Bass 1967
Teisco NB-4 Bass 1968
Teisco TB-64 Bass VI 1968
Kawai Z-II•B Bass
Johnson JB-M5 (MM-Kopie) 2008

Aktive Schaltungen
Fender Elite I Bass 1983
Fender Elite II Bass 1983
Fender Elite II Bass 1983 (2)
Fender Jaguar Bass
Fender Jaguar Bass Troy Sanders
Fender Jazz Bass 24 2008
Squier Deluxe Active Jazz Bass
MusicMan 25 StingRay Bass 1976
MusicMan 25 StingRay Bass 1977
MusicMan 25 StingRay Bass 1982
MusicMan 35 StingRay Bass 1987
G&L L-1500 / L-1505 Bass
G&L L-2000 / L-2500 / ASAT Bass
Ibanez SRX 400 Bass 2006
Ibanez ATK 300 Bass 1995
Ibanez BTB 200 Bass 2005
Ibanez EDB 405 Bass 2006
aguilar OBP-1 + AG J4-60S (1)
aguilar OBP-1 + On/Off (2)
aguilar OBP-1 + On/Off (3)
aguilar OBP-2 + AG J4-70S
Cort Curbow 4/5 Bass 2009
Cort GB34A Bass 2009
Cort T34 Bass 2009
Cort T74 Bass 2009
Schecter Stiletto Custom-4 2006
Kramer D-1 Bass
Spector Lenged 4 Classic
Spector Tone Pump Jr. Vol./B

Что такое потенциометр? Это переменный резистор. Электроника устроена так, что когда мы «убираем» громкость – часть сигнала идет на «землю», а оставшаяся часть – в усилитель. Происхождение потенциометра на звук не влияет, а вот их параметры очень даже. И меняя номиналы потенциометров, можно добиться разного звука.

Читайте также:  Картинки домов из стекла

Потенциометры тоже не идеальны. И даже когда они выкручены на максимум, часть сигнала все равно уходит на «землю», из-за чего появляются потери мощности и высоких частот. Потери не очень большие, но тем не менее, слышимые. Поэтому, чем больше сопротивление потенциометра – тем меньше потери. На синглы обычно ставят потенциометры номиналом 250 кОм, на хамбакеры – 500 кОм, поскольку хамбакеры звучат мутнее и высокие частоты там изначально меньше, чем у синглов. Более яркий звук получится при использовании потенциометров номиналом 1 Мом.

Однако увеличение номинала потенциометра не решает проблему потери верхов при уменьшении громкости гитары. А решение проблемы достаточно дешевое и простое, и продается в любом магазине радиодеталей. Достаточно лишь вставить 0,001 мкф конденсатор на два контакта потенциометра громкости и все верхние частоты сохранятся в первозданном виде. Здесь есть один нюанс – для нормальной реализации необходим логарифмический потенциометр. С линейным изменение громкости будет резким и ступенчатым. Кстати, именно благодаря этому старые Fender Telecaster такие звонкие на любом уровне громкости.

Уходя на глубину

Из предыдущего понятно, что конденсатор проводит высокие частоты. Собственно, регулировка тона – это конденсатор и резистор. Обычно на гитары ставят конденсаторы номиналом 0,022 или 0,047 мкф, но можно ставить в принципе любой. Чем больше номинал конденсатора, тем больше высоких утечет в «землю» и тем мутнее будет звук. Хотя, ставить больше 0.1 мкф смысла не имеет, но можно и попробовать.

Одно из интереснейших устройств, которое применялось на некоторых полуакустических Gibson ES, в том числе и на модели B.B.King Lucille и некоторых Blueshawk. К сожалению, я не нашел ни одного точного описания конструкции этой штуки, поскольку в интернете много разного рода мусора на эту тему. К еще большему сожалению, мне не удалось поиграть ни на одной гитаре с этой штукой. Однако из всевозможных описаний и видео понятно, что Varitone «отрезает» определенные частоты из сигнала. Состоит из позиционного переключателя и конденсаторов. Обо всем по порядку.

Простой варитон, каким его рисуют в интернете, являет собой обычную связку конденсаторов, спаянных с позиционником. При выборе позиции сигнал направляется в определенный конденсатор и потом на потенциометр тона. Фактически, это дает возможность выбрать, через какой конденсатор играть и насколько глубокий будет тембр. Подобная штука была реализована в гитарах Gretsch в виде тумблера на три позиции.

Обычный выключатель. Простой двухпозиционный переключатель или кнопка, полностью выключающая сигнал. Можно и в музыке использовать – Buckethead постоянно пользуется такой штучкой.

Вместо того, чтобы заморачиваться с примочками-грелками, почему бы не встроить бустер в гитару? Есть активные бустеры, работающие от батареек, которые увеличат выходной сигнал гитары и раскачают усилок.

Мало кто знает, что бустер может быть и пассивным, и что на него не нужно тратить много денег. Чтобы получить самый настоящий перегруз с самой гитары, достаточно купить в магазине… два диода. Если их правильно соединить, то они будут давать перегруженный сигнал, а если сделать еще и регулировку – то никакие грелки не нужны, и поднимать выходной сигнал можно одним-единственным выключателем.
Оно продается в магазинах даже, правда не в наших. Называется Black Ice и являет собой несколько диодов в одном маленьком корпусе. При разном их соединении можно добиться разного звука. Но оно слишком дорого стоит – купить обычные диоды куда дешевле.

Любители включать два датчика одновременно на гитарах с раздельными регулировками громкости знают, что если выкрутить одну громкость в ноль, звук исчезнет совсем. Тем не менее, проблема решается простой перестановкой проводов на потенциометре, как на схеме. После этого при выкручивании в ноль громкости будет отключен только конкретный датчик. Честно говоря, я не знаю в чем тут магия, но это работает.
Правда, есть и побочный эффект. Дело в том, что при таком подключении два датчика будут работать всегда, но на крайне минимальной громкости — на такой, что второго датчика даже слышно не будет.

Активная электроника: эквалайзеры, преампы и т.д.

Нанотехнологии позволяют встраивать в гитару любую электронную хрень, какую только захочет пользователь. Весь педалборд таким образом можно уместить в корпусе одной гитары, вот только нужно ли оно?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector