Часовой привод для телескопа своими руками

Часовой привод для телескопа своими руками

В качестве основного элемента часового привода обычно применяется червячная пара (рис. 122), которая представляет собой червяк 1, зацепленный с шестерней 2, имеющей зубья специальной формы. Ориентировочно диаметр червячной шестерни должен быть равен 1 — 1,5 диаметра главного зеркала.

В качестве привода лучше всего использовать синхронные реактивные двигатели типа СД-2, СД-10 и т. п., которые обычно применяются в различных самописцах и программных устройствах. Эти моторы питаются от сети переменного тока напряжением 220 В, потребляют мощность 7 — 15 Вт и имеют скорость вращения на выходном валу встроенного редуктора 2 об/мин. В дальнейшем мы будем иметь в виду подобный двигатель.

Если число зубьев шестерни 2 составляет 360, а винт вращается со скоростью 1 оборот в 4 минуты, то шестерня сделает полный оборот за 1440 минут (86 400 с), или за одни солнечные сутки. Это хорошо для солнечного телескопа, однако телескоп, предназначенный для наблюдения звезд, должен делать полный оборот за звездные сутки, которые примерно на 4 минуты короче солнечных и равны 86 164,09 с. Поэтому на шестерне надо нарезать 359 зубьев, чтобы телескоп, не отставая, следил за звездой.

Эта небольшая разница мало дает о себе знать при визуальных наблюдениях, когда даже при большом увеличении приходится поправлять положение телескопа раз в одну-две минуты, но становится слишком неприятной при фотографических наблюдениях с длительными экспозициями на астрографе с фокусным расстоянием 1 м и более. В этом случае поправки приходится делать каждые 3 — 4 с, что превращает работу в практически ручное гидирование.

Здесь мы приводим таблицу из статьи Эдварда Фейджина [40], где рассчитаны различные комбинации шестерен и приведены ошибки соответствующих механизмов Эта таблица несколько изменена в предположении, что двигатель делает не 1 об/мин, как у Фейджина, а 2 об/мин, как это имеет место в нашем случае (табл 22). В первой колонке приведено передаточное число между червячной шестерней и червяком Если червяк однозаходный, то это число равно числу зубьев на шесгёрне. Во второй и третьей колонках приведены относительные числа зубьев шестерни на валу винта и валу двигателя соответственно. Например, при числе зубьев однозаходной шестерни 169 передаточное отношение между винтом и валом двигателя составит 17/1. Значит, на винте придется поставить, скажем, шестерню со 170 зубьями, а на валу двигателя — с 10; умножив эти числа, например, на 1,4 мы получим для шестерни винта 238, а для шестерни вала — 14 зубьев.

Рис. 122. Часовые приводы: а — часовой привод 150-миллиметрового рефлектора (см рис 110 и 111), 1- червяк, 2 — червячная шестерня, 3 — полярная ось, 4 — шестерня червяка, 5 — шестерня выходного вала редуктора электродвигателя, 6 — электродвигатель с вмонтированным редуктором, 7 — хомут, притормаживающий корпус двигаюля, 8 — ручка тонких движений; б — механизм грубого и тонкого наведения, 1- электродвигатель часового механизма, 2 — электродвпгаюль грубого наведения, 3 — шесгерня червяка, 4 — червячная шестерня, 5 — ось склонении, 6 — основание станины; в — червячная пара с замыкаемым винтом, 1 — червяк, 2 — подшипник червяка, 3 — корпус винта, 4 — ось, на которой отводится червяк, 5 — червячная шестерня, 6 — пружина; г — червячная шестерня с фрикционом, 1- «венчик» шестерни, 2 — основание шестерни, 3 — полярная ось, 4 — винт, 5 — пружина, 6 — кольцевая прокладка

Таблица 22

Относительное число зубьев

Число зубьев червячной шестерни Ошибка за звездные сутки, с
на валу червячного винта на валу двигателя
147 254 13 0,53
169 17 1 25,91
200 158 11 17,73
207 111 8 — 0,34
221 13 1 25,91
252 57 5 19,91
254 147 13 0,53
255 214 19 — 0,93
266 54 5 19,91
271 53 5 13,91
321 170 19 — 0,93
333 69 8 — 0,34
338 17 2 25,91
359 8 1 — 4,09
378 38 5 19,91
381 98 13 0,53
399 36 6 19,91
414 111 15 — 0,34
438 400 61 — 0,16
476 356 59 — 0,02
508 147 26 0,53
510 107 19 — 0,93
527 109 20 0,41

В тех случаях, когда число зубьев на одной из цилиндрических шестерен велико, можно добавить еще одну пару шестерен с передаточным отношением 2/1, 4/1 или каким-нибудь другим, удобным для любителя.

Чтобы проверить правильность расчета, нужно умножить передаточное число червячной пары на отношение между числами зубьев шестерни винта 4 и шестерни вала 5 и умножить на время одного оборота двигателя (0,5 мин). Например, для однозаходной шестерни с числом зубьев 476 отношение числа зубьев шестерен винта и вала составит 356/59. Так как один оборот вал электродвигателя делает за 0,5 минуты, то произведение будет равно

476 х 356/59 х 0,5 = 1436,0677 мин = 86 164,07 с,

т. е. механизм спешит на 0,02 с.

Число зубьев 356 на шестерне вала винта велико, поэтому можно добавить еще одну пару шестерен. Эта пара может иметь отношение 2/1, тогда число зубьев на шестерне винта уменьшится до 178. Можно дополнительную пару взять с передаточным числом 4/1, тогда число зубьев на шестерне винта сократится до 89. Все-таки шесюрню с числом зубьев 360 (или кратным 90) найти проще. Поэтому приведем комбинацию, при которой полярная ось делает один оборот за звездные сутки. Этот редуктор двузвенный — 120 : 36 и 146 : 61.

Редко кто из любителей астрономии, занимающихся астрофотографией, может быть полностью доволен работой часового механизма своего телескопа: обычно изображение объекта хоть немного, но смещается, что вынуждает проводить регулярную ручную корректировку движения.

Главными "поставщиками" ошибок хода часто являются погрешности в зубчатых передачах часового механизма. Проиллюстрировать это утверждение можно на таком примере. Построенный автором телескоп имеет фокусное расстояние 2200 мм и для безукоризненной работы в режиме астрографа (при съемке в прямом фокусе) должен выдерживать заданное направление на звезду в пределах 2-3 угловых секунд. Несложный расчет показывает, что при этом зубчатое зацепление червяка с червячным колесом должно работать с точностью 0.6-0.9 микрона. Эта малая величина относится к паре "червяк-колесо", а это значит, что при изготовлении каждой из названных деталей необходимо уложиться в допуски еще, по крайней мере, в два раза более жесткие! Доступными технологиями гарантированно выдержать такую высочайшую точность невозможно — реальная металлообработка имеет дело все-таки с более грубыми допусками.

Читайте также:  Баня модульная своими руками

Эта проблема хорошо известна, и традиционно остроту ее снижают, сильно увеличивая диаметр зубчатого колеса с одновременным уменьшением размера (модуля) зубьев. Но эти меры не всегда приемлемы: большое, тяжелое и дорогое червячное колесо не подойдет, например, переносному телескопу.

А можно ли, не располагая сверхвысокой точностью в кинематике портативной монтировки, существенно повысить стабильность угловой скорости и освободить астронома от необходимости часто корректировать ход привода во время экспозиции?

Для поиска вариантов решения этой проблемы автором вначале было проведено небольшое исследование точности работы часового привода своего телескопа. Результат виден на графике, где наглядно показана ошибка в скорости следования за звездой (вдоль суточной параллели) в течение 20 минут работы электропривода. Погрешность проявляется в том, что в отдельные моменты телескоп "отстает" от звезды (нижняя часть синусоиды), а потом "обгоняет" ее. Иначе говоря, телескоп отслеживает звезду, как бы "покачиваясь". Средняя же скорость остается примерно постоянной.

График позволил сделать важный вывод: основные ошибки в угловой скорости привода имеют периодический характер. Передаточные отношения конкретных звеньев редуктора известны, что дает возможность абсолютно точно рассчитать эти периоды. Основная синусоида имеет период около 6 минут, соответствующий одному обороту червяка. (Использовать "минуты" можно только для первоначальных, приблизительных оценок. Точные расчеты велись в "оборотах ротора" электродвигателя или в тактах питающего его переменного напряжения). На низкочастотные колебания "накладываются" более высокочастотные (с периодом в 6.67 раз меньшим), возникающие в предыдущем звене редуктора.

Характер изменения угловой скорости и знание периодов ошибок позволили реализовать идею "корректора периодической ошибки". Для того чтобы скомпенсировать обе периодические ошибки, требуется рассчитать наименьший период, после которого значения ошибок повторяются. Он составляет чуть более 18 минут. За это время червяк сделает 3 полных оборота, а предыдущее звено редуктора — 20 оборотов. Таким образом, достаточно задать необходимые значения скорости привода на этом промежутке, и мы сможем скомпенсировать колебания скорости гидирования на протяжении и намного более длительной экспозиции.

"Корректор" — не устройство, а лишь функция нового блока управления часовым приводом, изготовленного взамен прежнего, который питал двигатель стабилизированной частотой и допускал лишь ее ручное изменение, т.е. коррекцию хода.

Новый блок представляет собой электронное устройство, собранное на основе микропроцессора типа Z80, меняющее по заданной программе частоту сигнала, подаваемого на двигатель.

Устройство имеет два основных режима работы: рабочий режим и режим обучения. В рабочем режиме оно оказывается сразу после включения питания. Если ОЗУ компьютера не содержит программы, то туда автоматически записывается программа равномерного вращения с номинальной скоростью или "нуль-программа". Номинальной может быть либо "звездная", либо "лунная" угловая скорость вращения вала полярной оси — выбор производится переключателем. Кнопки "+" и "-" изменяют эту скорость вращения на ±40%.

В режиме обучения в ОЗУ формируется программа, задающая небольшие изменения частоты вращения вала двигателя, компенсирующие ошибки кинематики. Процесс обучения внешне выглядит как обычное гидирование с визуальным контролем по ведущей звезде и нажатием кнопок коррекции. Но при этом все изменения скорости не только выдаются на двигатель, но и запоминаются, составляя содержание программы. Ее максимальная емкость — 972 переключения скорости.

Штатный выход из режима происходит только автоматически и только по завершении одного периода 18-минутной совокупной кинематической ошибки. При этом программа сохраняется в памяти, а момент завершения обучения сопровождается коротким звуковым сигналом. Система возвращается в рабочий режим и начинает автоматическое повторение проведенных ранее коррекций. Сами кнопки "+" и после "обучения" обеспечивают ±40% изменения скорости выполнения программы. Циклическое исполнение программы продолжается период за периодом — до выключения устройства. После повторного включения цикл продолжится с этого же места.

Процесс обучения нельзя прерывать. Любая неполная или поврежденная программа не может быть синхронизирована с кинематикой привода — такая программа автоматически стирается и заменяется "нуль-программой". Сбивают синхронизацию также размыкание зубчатых звеньев редуктора, ручное вращение шестерен и прочее. В этих случаях корректор придется заново "обучить". При выключенном внешнем питании (12 В) сохранение программы обеспечивается небольшим встроенным аккумулятором. В случае его разряда об утере программы просигнализирует звуковая и светодиодная индикация. Светодиоды используются и во вспомогательных тестовых режимах.

Первые же испытания "корректора периодической ошибки" в составе телескопа показали значительное, в несколько раз, улучшение равномерности хода. Конечно, абсолютно точного удержания звезды на перекрестии добиться таким способом невозможно. Остаются неисправленными ошибки с другими, не учтенными периодами, но вред от них, к счастью, невелик. Наконец, существуют внешние, не поддающиеся программированию помехи: вибрации монтировки, дрожание воздуха, атмосферная рефракция и другое. Для радикальной борьбы с такими явлениями нужна иная стратегия, основанная на применении следящих систем. Но это уже другая тема.

Обновления
Астротека 01-05-2011
Опубликована статья А.Пецык "Постройка 18-ти дюймового добсона «Фомальгаут»" .
Astronomer.ru 12-11-2010 Большая экспедиция ПулКОН по Западному полушарию Astronomer.ru 10-10-2010 Первый свет второго Цейсс-600 в Тарихе

Доска объявлений
747 Продаю/Меняю
356 Куплю
Список досок

Астротека
Статьи: Любительское телескопостроение

Леонид Ткачук — Простой часовой механизм для визуального телескопа

Дата публикации: 20-02-2003

Довольно часто перед любителем возникают задачи, для которых очень неплохо было бы иметь часовой механизм. И к таким задачам относится не только фотографирование. Например, при наблюдении планет, когда используется большое увеличение, планета проносится настолько быстро в поле зрения окуляра, что наблюдатель не успевает рассмотреть никаких тонких деталей. Примерно то же самое относится и к компактным планетарным туманностям. Ну а если ставятся какие-нибудь серьезные научные задачи? Ну, к примеру, наблюдение покрытий астероидами звезд. Возможное время покрытия часто "расползается" на десять и более минут, рука должна находиться на секундомере, а глаз должен неотступно следить за звездой — кандидатом в "покрываемые". И как неудобно все время поправлять микрометрическими винтами направление трубы вслед за звездой.

Читайте также:  Плохо заводится на холодную карбюраторный двигатель

Данная статья не может претендовать на четкое руководство к действию, но для тех, кто сделал или приобрел телескоп на монтировке Добсона, азимутальной монтировке или монтировке экваториальной, но без часового механизма, она может дать ценные советы или даже помочь простыми средствами сделать часовой механизм самому.

Осенью 2001 года я приобрел у хорошего знакомого Саши Наумова 15-ти сантиметровый телескоп на деревянной монтировке Добсона. Первые наблюдения с ним привели меня в восторг. Он давал очень хорошие изображения как туманностей и галактик, так и поверхности планет. Но наблюдать при больших увеличениях с ним было не очень комфортно. Приходилось все время постукивать по трубе, что бы она двигалась вслед за суточным движением неба. А иногда удар оказывался настолько сильным, что приходилось наводить телескоп на объект сначала. Для того, чтобы наблюдать туманности сравнительно низко над горизонтом, приходилось или чуть ли не ложиться вместе с трубой, или искать для телескопа надежную подставку. Это побудило меня провести первую модернизацию телескопа.

У меня на даче завалялся купленный в былые годы телескоп "Алькор". После появления большего инструмента он перестал использоваться и спокойно лежал себе сложенный в своей деревянной коробке. Монтировка "Алькора" была рассчитана с запасом и позволяла повесить на себя трубу с несколько большим весом, чем родная алькоровская. Ну, а труба "Добсона" была очень легкой, и по этому я решил заменить трубу "Алькора" на новую трубу. Однако такая замена привела к неустойчивости конструкции. При любом ударе колонна грозилась опрокинуться. Это заставило меня сделать к ней противовес. Сделать его оказалось очень легко. Дело в том, что в Киеве на "железячных" рынках, к которым я отношу "Сенной" и "Куреневский", продаются металлические пруты различных диаметров с резьбой. Я купил один такой прут длиной около 50 см. Затем там же, на "Сенном" рынке в той зоне, где продают всякий хлам, я нашел продающиеся поштучно блины для штанги. Купив самый увесистый, а также две гайки и две крупные шайбы, я пошел домой. Оказалось, что с купленными приспособлениями можно сделать отличный противовес. Возник только вопрос крепления противовеса к монтировке. Его удалось решить при помощи хомутиков. Хомутики, серебристого цвета с частыми прорезями и головкой с винтом производства Германии или Турции, продают на всех базарах и в хозяйственных магазинах. Они бывают различных размеров, а на самих хомутиках указывается два размера: максимальный и минимальный. Если достаточно большого хомутика в продаже не нашлось — не беда. Из двух-трех меньших хомутиков можно сделать один больший, соединив их последовательно. Такие хомутики очень крепкие и показали свою эффективность в любительском телескопостроительстве. Вот при помощи пары хомутиков я и присоединил противовес к монтировке телескопа. Отрегулировав противовес, как мне показалось, я отрезал лишнюю часть от винта противовеса. Как оказалось в дальнейшем — зря.

Обновленный телескоп имел больше удобств: механизм тонких движений, нормальная высота трубы при низком положении светил, устойчивость монтировки. Тем не менее, при наблюдениях с увеличениями в 250-300 крат мне постоянно приходилось крутить ручку тонких движений, причем по двум осям сразу. Однако такое состояние воспринималось, как неизбежность.

Летом 2002 г. журнал "Наше Небо" организовал Украинский астрофестиваль, на который съехались любители со всей Украины. На нем я и познакомился со Славой Козловым — любителем из небольшого села под Мариуполем (Донецкая обл.). Меня потряс его фотоальбом, где на крупных снимках были изображены красоты неба, снятые им лично. Оказалось, что все снимки были получены им на полностью сделанном своими руками 250-мм телескопе с часовым механизмом на основе механизма Гомона. И вот тогда, летними днями, я просто заболел желанием сделать часовой механизм самому.

Для такого механизма нужно иметь несколько важных элементов: экваториальную монтировку и двигатель с малым числом оборотов в минуту. Ни того, ни другого у меня не было. Для того, чтобы получить экваториальную монтировку, я обратился к Киевским телескопостроителям. Однако их цены мне показались сильно завышеными: небольшая монтировка, примерно как у "Алькора-М", у них стоит 200$. За эти деньги вполне можно купить Новосибирскую монтировку с часовым механизмом. Но для этого нужно ехать в Россию. Времени и возможностей на такую поездку у меня не было и я решил хоть что-то изготовить самостоятельно.

На одном из Киевских предприятий я заказал сварить мне колону с ножками. В качестве колоны была выбрана толстая (10 см в диаметре) толстостенная металлическая труба, а в качестве ножек — трубки потоньше. Они были изогнуты и приварены к трубе. Что из этого получилось, можно увидеть на приведенной фотографии. К верхней части трубы была приварена толстая металлическая пластина 200х400 мм. Была взята также аналогичная пластина и скреплена с первой при помощи сваренной петли. Эта верхняя пластина может свободно поворачиваться под различными углами по отношению к нижней пластине, а значит и к горизонту. Просверлить дырки в верхней пластине мне абсолютно безвозмездно помог наш киевский любитель телескопостроения Сергей Огарков. Для того, чтобы закрепить необходимый угол поворота, я обратился за помощью к уже описанным выше стержням с резьбой. Я продел два таких стержня через отверстия в пластинах, выбрав диаметр стержня и отверстий таким образом, чтобы диаметр отверстий был на 2 мм больше, чем стержня. На стержни накручены гайки с шайбами, при помощи которых и происходит фиксирование длины стержня между пластинами, а значит и угол поворота. Стержни работают на сжатие, а не на изгиб, поэтому кажущаяся малая толщина винтов не должна вызывать удивления.

Однако сделать такую "монтировку" — это только полдела. Ведь все это делается только для одной цели — установить полярную ось неподвижно на полюс мира. В качестве оси я взял колонну "Алькора", свинтив с нее самую нижнюю (и самую тяжелую) часть с треногой. Необходимо было решить еще одну инженерную задачу: обеспечить неподвижность направления полярной оси таким образом, чтобы она могла обращаться вокруг своей оси. Зачем это нужно — станет ясно в дальнейшем. Обеспечить неподвижность по направлению и возможность вращения можно при помощи двух подшипников, соосных друг другу. Большинство подшипников, которые можно купить на авторынках или других технических рынках и магазинах рассчитаны на довольно большие нагрузки (10 КН и более) и поэтому не стоит беспокоиться о том, что подшипники, даже самые тонкие, не выдержат. Беспокоиться приходится о другом: как закрепить эти подшипники на верхней пластине? Решение оказалось очень простым. Я использовал уже описанные ранее хомутики. Выбрав в качестве прокладки прямоугольный деревянный брусок, я положил его на верхнюю пластину, предварительно придав ему горизонтальное положение, и после этого положил сверху полярную ось с надетыми на неё двумя подшипниками. В описываемой мной конструкции я использовал подшипники, купленные на рынке. Их внутренний диаметр 50 мм, внешний — 90 мм. Затем я все это скрепил хомутиками. К сожалению, перед этим мне пришлось решить еще одну проблему. Дело в том, что диаметр колонны "Алькора" 48 мм, поэтому возникал зазор в 1 мм с внутренней стенкой подшипника. Решить эту проблему удалось пока только временно. Я намотал полоску широкого и тонкого скотча таким образом, чтобы в месте намотки колонна с трудом проходила через подшипник. После надевания подшипников дополнительные несколько слоев скотча фиксировали положение колонны так, чтобы она не скользила и была скреплена с подшипниками жестко. Как ни странно, этот метод оказался действенным: во время наблюдений никакого скольжения не наблюдалось. Другие методы, например использование холодной сварки, результата не дали. Окончательный вариант крепления можно также рассмотреть на фотографии. Если с помощью дополнительного хомутика запретить вращение колонны, то такой инструмент можно рассматривать как телескоп на экваториальной монтировке без часового механизма. Осталось сделать только часовой механизм.

Читайте также:  Производители полимерных труб в россии

В качестве часового механизма, как я уже говорил, я решил использовать механизм Гомона. Работа такого механизма основана на вращении кулачка, который жестко связан с полярной осью. Кулачек опирается на гайку, которая равномерно движется вдоль оси, отстоящей на определенном расстоянии от полярной оси и перпендикулярной ей. Неизвестное расстояние находится, если известна скорость движения гайки. Так у меня эта гайка движется со скоростью 1.25 мм в минуту. Значит, за 24 часа она бы прошла 1.25*60*24=1800 мм в сутки. Отсюда расстояние оси движения гайки от полярной оси равно 1800 деленное на (2*3.1415)=286.48 мм или примерно 286.5 мм. Обеспечить такую небольшую скорость мне удалось, купив двигатель со скоростью 2 об. в минуту, а также одну шестеренку на 33 зуба и еще одну на 66. Большую шестеренку я надел на уже описанный выше стержень с резьбой и плотно зажал гайкой и контрагайкой. Меньшую шестеренку я надел на вал двигателя и "заварил" ее к оси при помощи холодной сварки — довольно неплохого средства для соединения деталей на основе металополимера. Такие тюбики можно купить свободно в магазине или на рынке. Как правило они состоят из цилиндра, внутренняя часть которого содержит отвердитель, а внешняя — полимеризующееся вещество. Если отрезать определенное количество этой "холодной сварки" и хорошо размять влажными руками — вещество приобретает вид однородной массы и похоже на пластилин. Но после того, как ему придали рабочую форму и разместили в нужном месте, оно становится твердым и прочным, как камень.

Следующим этапом при постройке часового механизма было вычисление и построение формы кулачка и гайки. Ведь если они не будут иметь специальную форму, то вращение полярной оси станет неравномерным. Для этого я на лазерном принтере распечатал лекала кулачка и гайки. Параметрическое уравнение гайки записывается, как

x=b(sin(t)-t) y=b(cos(t)-1)

а параметрическое уравнение кулачка имеет вид

x=b(sin(t)-t*cos(t)) y=b(cos(t)+t*sin(t)-1

b- длина кулачка, которая уже вычислена выше t- изменяется от 0 до 0.5236, что обеспечивает работу механизма в течении 4 часов.

После того, как лекала были готовы и выверены, они были надфилем выточены на плексигласовых заготовках. Гайка состоит из 4 пластин плексигласа. Первая и третья имеют вид прямоугольников, такая же и четвертая. Вторая же имеет форму лекала и зажата между первой и третьей таким образом, что она находится как бы в глубине. Получается паз, в который вставляется кулачек. Три пластины соединяются с зазором с четвертой таким образом, чтобы между ними оказалась обычная гайка, которая навинчивается на уже описанную ось. Кулачек состоит из рабочей пластины, которая соответствует по форме лекалу, и второй, которая вместе с первой зажимает рычаг кулачка. Все соединения укреплены холодной сваркой. Сам рычаг состоит из винта с резьбой, который ввинчивается в автомобильный хомут. Такой хомут мне посчастливилось купить на автомобильном рынке. Соединение также было укреплено холодной сваркой. Следующая задача — собрать все это. На сегодняшний день у меня все собрано на сосновой доске, к которой прикреплен хомутиками двигатель. Двигатель я купил на киевском радиорынке. Он имел три вывода. Я тестером нашел два похожих и соединил их при помощи обычного конденсатора. Для укрепления оси гайки я аккуратно дрелью вырезал отверстия в деревянных пластинках. В этих отверстиях я зажал небольшие подшипники, которые имели внутренний диаметр равный диаметру стержня с резьбой. Затем с тыльной стороны эти пластины были завинчены электроотверткой. Стержень был продет так, чтобы шестеренки сцепились и происходило вращение оси при помощи двигателя. Механизм Гомона был закреплен на телескопе в двух местах. В нижней части он был прикреплен при помощи хомутика к колонне, а к полярной оси он был присоединен при помощи еще одного подшипника.

И вот долгожданный момент. Все собрано. Вилка вставлена в розетку, полярная ось выставлена. Тихое жужжание мотора. А телескоп аккуратно поворачивается вслед за Венерой. Прошло 30 минут. Венера по-прежнему примерно в центре поля зрения окуляра. Значит все получилось.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector